Кто и когда придумал кузов хэтчбек
Краткое резюме
Первым хэтчбеком в истории считается Citroen «Траксьон Аван» Commerciale 1930-х годов, хотя массовым этот тип кузова стал после выпуска Renault 16 в середине 1960-х. В СССР первым серийным хэтчбеком считается ВАЗ-2108 «Спутник».
Всем известен этот тип кузова. Легковой автомобиль с числом дверей более двух, у которого нет отдельно выделенного багажника, называется универсалом или хэтчбеком. Обычно у универсала увеличен объём багажника, а задняя дверь расположена вертикально. У хэтчбека же задняя дверь имеет скошенный вид.
Первым серийным хэтчбеком в СССР считается ВАЗ-2108 «Спутник», который позже стал известен под экспортным названием Samara. Однако за десять лет до этого Иж-2125 «Комби» мог претендовать на роль первопроходца среди отечественных хэтчбеков. Хотя некоторые считают «Комби» лифтбеком, различие между этими типами кузовов заключается лишь в форме задней двери.
Когда же появился первый хэтчбек? По одной из версий, им стал Renault 16. Эта компактная модель, выпущенная в середине 1960-х годов, вызвала настоящий фурор на рынке благодаря переднему приводу и необычному кузову, сочетавшему преимущества седана и универсала.
После появления Renault 16 мода на хэтчбеки распространилась сначала по Европе, а затем и по всему миру. Нельзя умалять достоинства Renault 16, даже Владимир Высоцкий ездил на этой модели, но автомобили с таким кузовом встречались и раньше, ещё в 1930-х годах.
Одной из первых моделей с подобным кузовом был Citroen «Траксьон Аван» Commerciale — революционная модель с передним приводом и несущим кузовом. Хотя тогда её не называли хэтчбеком, поскольку такого термина ещё не существовало, по сути это был первый хэтчбек в истории. У него была покатая двухстворчатая дверь вместо крышки багажника, которую на более поздних версиях модели заменили одной подъёмной дверью.
Несмотря на свою практичность, Citroen 11CV Commerciale так и не стал массовым автомобилем. Не пользовался большим спросом и первый американский хэтчбек — Frazer Vagabond 1951 года. У него были характерные черты хэтчбека: ниспадающая линия крыши и двухстворчатая задняя дверь с окошком. Интересно, что в каталогах тип кузова этого автомобиля обозначался как Utility sedan — «практичный седан».