СССР

65 лет назад в СССР выпущена первая партия автомобилей «Запорожец»

Краткое резюме

22 ноября 1960 года Запорожский завод «Коммунар» выпустил первую партию автомобилей «Запорожец». Эта доступная модель стала народным транспортом в СССР и за десятилетие была выпущена в количестве более 322 тысяч штук.

«Запорожец» был известен под разными прозвищами: из-за формы кузова его называли «горбатым», а из-за воздухозаборников на бортах — «ушастым». Этот автомобиль стал настоящим народным транспортом в СССР. 22 ноября 1960 года Запорожский завод «Коммунар» (позже переименованный в «Запорожский автомобилестроительный завод» — ЗАЗ) выпустил первую промышленную партию «Запорожцев». Первой моделью стал ЗАЗ-965, созданный по образцу итальянского Fiat 600. Изначально планировалось, что «Запорожец» будет производиться в Москве на заводе АЗЛК (тогда МЗМА) и называться «Москвич-444». Однако документацию передали на Запорожский завод «Коммунар», который до этого выпускал только комбайны. Для производства автомобилей завод прошёл модернизацию, а двигатели для «Запорожца» изготавливал мелитопольский завод лёгких дизелей. К 1960-м годам в СССР началась массовая автомобилизация, и жителям, например, спальных районов Москвы требовался доступный личный транспорт. «Запорожец», несмотря на свои недостатки, которые стали поводом для множества анекдотов, отвечал всем требованиям: он был недорогим, простым в эксплуатации и ремонте, а также мог выдержать несовершенства советских дорог. В 1960-е годы «Запорожец» стал самой доступной машиной для граждан СССР, и за десятилетие было выпущено более 322 тысяч таких автомобилей различных модификаций. «Запорожец» был известен и за границей, где продавался под брендом «Ялта». Помимо базовой комплектации, он включал молдинги на бортах, пепельницу и наружное зеркало заднего вида. ЗАЗ также выпускал специальную модификацию «Запорожцев» для людей с ограниченными возможностями. В год своего появления «Запорожец» стоил 16 000 или 18 000 дореформенных советских рублей. После денежной реформы 1961 года цена снизилась до примерно 1600 или 1800 рублей. Для сравнения, «Волга» в середине 1960-х стоила 5600 рублей, что в несколько раз дороже. При этом советский инженер получал от 120 до 180 рублей, и накопить на «Запорожец» было более реально. Одной из главных отличительных особенностей «Запорожца» был его V-образный четырёхцилиндровый двигатель воздушного охлаждения, который находился не спереди, под капотом, а сзади, в багажнике. Эта особенность также стала источником множества шуток. Например, говорили: «А вы знаете, почему у “Запорожца” багажник спереди? — Потому что на такой скорости за вещичками надо присматривать!». Первая модель «Запорожца» ЗАЗ-965 выпускалась до 1962 года, затем началось производство улучшенной версии ЗАЗ-965А с немного увеличенной мощностью двигателя (до 27 лошадиных сил против изначальных 23-х). Ещё более совершенной оказалась новая модификация «Горбатого» — модель ЗАЗ-966 с мощностью 29 л. с.

Фильтры и сортировка