Гонка за успехом: как «Макларен» избежал банкротства и снова стал топ-командой
Краткое резюме
«Макларен» завоевал Кубок конструкторов сезона-2025 и стал одной из самых успешных команд «Формулы-1». Под руководством Зака Брауна команда увеличила капитализацию до 4,4 миллиарда долларов и стала прибыльной.
В октябре, когда Ландо Норрис и Оскар Пиастри из команды «Макларен» пересекли финишную линию сингапурского Гран-при, заняв третье и четвёртое места соответственно, был определён победитель в борьбе за Кубок конструкторов сезона-2025. «Макларен» во второй раз подряд завоевал главную командную награду. Перед генеральным директором «Макларена» Заком Брауном встал вопрос: как отметить это достижение?
Браун решил отпраздновать успех с гоночной командой, включая весь персонал клуба — всего 1400 человек. Он понимает, что после 26 лет неудач франшиза наконец добилась успеха.
В текущем сезоне «Формулы-1» осталось три Гран-при: в Лас-Вегасе, Катаре и Абу-Даби. «Макларен» может завоевать и второй главный трофей сезона: Норрис лидирует в чемпионате пилотов и может впервые в карьере стать чемпионом мира. У его команды не было подобных достижений с тех пор, как в 2008 году титул получил Льюис Хэмилтон. Пиастри, товарищ Норриса по команде, отстаёт от него всего на 24 очка и является ближайшим конкурентом в турнирной таблице.
Кроме того, клуб добился значительных успехов за пределами гоночной трассы. В 2019 году Forbes оценивал команду в 620 миллионов долларов при выручке около 165 миллионов долларов за предыдущий год. Однако «Макларен» был наименее прибыльной франшизой в гоночном спорте: операционные убытки в 2018 году достигли 137 миллионов долларов.
Шесть лет спустя Forbes считает, что команда «Макларен» на «Формуле-1» стоит почти в семь раз больше — 4,4 миллиарда долларов. После того как в 2024 году выручка увеличилась до 614 миллионов долларов, клуб поднялся на третье место по капитализации. Операционная прибыль подскочила до 61 миллиона долларов благодаря установленному в 2021 году потолку расходов на проектирование и сборку гоночных болидов.
Такой успех команды обеспечил Зак Браун, бывший управленец в сфере маркетинга, который возглавил «Макларен» в 2018 году. Его подход делает акцент на коммерческой составляющей, что кардинально отличается от привычного расчёта на победы в гонках для привлечения спонсоров. Новый принцип работы позволил франшизе выйти на уровень финансовых гигантов гоночного спорта — «Феррари» и «Мерседес». По оценкам Forbes, около 70–75% совокупной выручки «Макларен» приходится на коммерческие проекты.