Blue Origin заявила о планах создать сверхтяжелую частную ракету
Краткое резюме
Blue Origin планирует увеличить размер и грузоподъёмность ракеты New Glenn: после модернизации полезная нагрузка на низкую околоземную орбиту достигнет 70 тонн. Новая ракета сможет выводить на траекторию к Луне более 20 тонн.
Компания Blue Origin, принадлежащая Джеффу Безосу, объявила о намерении разработать сверхтяжёлую ракету частного производства. После успешного первого орбитального запуска с полезной нагрузкой компания решила пересмотреть свои планы и увеличить размеры и грузоподъёмность ракеты.
Десять лет назад мир ракетостроения пережил революцию: орбитальные ракеты-носители стали частично многоразовыми, благодаря возможности возвращать на Землю первую ступень. Хотя идея была предложена в КБ Королёва полвека назад, в России она не получила развития. Однако компания Илона Маска реализовала эту концепцию, используя ракету Falcon 9.
Другие участники рынка также начали разрабатывать аналогичные программы. В России, например, появилась ракета «Союз-7» со схемой Falcon 9. Но быстрее всех повторить эту схему удалось американской компании Blue Origin, которая в ноябре 2025 года успешно посадила первую ступень своей новой тяжёлой ракеты New Glenn.
За последнее десятилетие, пока Blue Origin копировала схему Falcon 9, SpaceX продвинулась ещё дальше и начала испытания Starship — большой ракеты с двумя многоразовыми ступенями. Чтобы конкурировать с таким конкурентом, Blue Origin планирует увеличить размер и грузоподъёмность своей ракеты New Glenn.
Сейчас полезная нагрузка New Glenn на низкую околоземную орбиту составляет 45 тонн, но после увеличения она достигнет 70 тонн. Для этого первая ступень будет оснащена не семью, а девятью двигателями на метане собственной разработки, а вторая — четырьмя двигателями на водороде вместо двух. Текущую конфигурацию назвали 7×2, а будущую — 9×4.
Blue Origin заявила, что новая ракета сможет выводить на траекторию к Луне более 20 тонн, а размеры головного обтекателя достигнут 8,7 метра в диаметре. Это значительное увеличение по сравнению с текущей New Glenn, у которой обтекатель всего семь метров. Также планируется увеличить тягу метановых двигателей BE-4 ракеты с 2,45 до 2,85 меганьютона и на четверть поднять тягу двигателей второй ступени BE-3U.
Хотя официальные сроки не объявлены, отраслевые источники прогнозируют первый полёт новой увеличенной ракеты уже в 2027 году. Это амбициозная цель, учитывая, что Blue Origin существует с 2000 года, но первый орбитальный запуск провела только в этом году. Создать новую ракету сверхтяжёлого класса даже на базе существующей тяжёлой всего через два года — сложная задача.
Среди целей новой, более крупной ракеты компания обозначила обеспечение заказчиков «мегасозвездий» спутников, полётов к Луне и в дальний космос, а также военных программ типа «Золотого купола».