«Истории игрушек» — 30 лет: как Стив Джобс спас студию Pixar и вернул успех проекту
Краткое резюме
В 1985 году Стив Джобс приобрёл убыточную студию Pixar. Благодаря его поддержке в 1990-х годах был создан полнометражный анимационный фильм «История игрушек».
### Pixar: Студия Disney, работавшая в убыток
В начале 1990-х годов студия Pixar оказалась в сложной ситуации. Её анимационный отдел возглавляли энтузиасты — Джон Лассетер и Эд Катмулл. Основатель Pixar Джордж Лукас охарактеризовал их Стиву Джобсу, который приобрёл компанию в 1985 году за 5 миллионов долларов, как людей, одержимых мультипликацией. Однако в области бизнеса они не были компетентны.
На тот момент студия не имела доходов и только расходовала средства Disney, с которым была связана договорными обязательствами подрядчика. Disney владел лицензией на систему компьютерной анимации, разработанную Pixar, и был основным покупателем их программного обеспечения.
К 1991 году стороны заключили дополнительное соглашение, согласно которому Disney становился единственным владельцем проектов и персонажей студии, выплачивая ей примерно 12,5% от выручки за проданные билеты. Кроме того, Disney имел право полностью контролировать творческий процесс в Pixar и даже приостанавливать его. Disney не проявлял особого интереса к студии, и к началу 1990-х годов она стала для компании обузой. Но Стив Джобс мыслил масштабно.
В биографии Уолтера Айзексона «Стив Джобс» подробно описывается интерес предпринимателя к студии Pixar, которая была убыточной, но очень креативной. Джобс объяснил своё решение так: «Я захотел купить их, потому что был увлечён компьютерной графикой. Я понял, что они как никто умеют сочетать искусство и технологию, а меня это всегда очень интересовало».
### Как «История игрушек» попала на экраны
В первой половине 1990-х годов Pixar выпустила несколько удачных короткометражных работ, которые демонстрировали технические возможности студии и её аниматоров, но не приносили дохода. Идея создания полнометражного анимационного фильма «История игрушек» принадлежала Лассетеру. Он смог убедить Джобса в перспективности проекта, представив идею о том, что у каждой вещи есть смысл и цель, ради которой она создана.
Оригинальный сценарий мультфильма начинался со слов: «Каждый с детства помнит, как это больно — потерять любимую игрушку. Наша история рассказана с точки зрения игрушки, которая теряет и стремится снова завоевать единственное, что для неё важно, — любовь и внимание своего маленького хозяина. Это и есть смысл жизни всех игрушек, эмоциональная основа их существования». Эта мысль оказалась близка Джобсу, и он активно поддержал работу над картиной, не вмешиваясь в процесс её создания. Параллельно он рассматривал возможность продажи Pixar крупным компаниям, от Hallmark Cards до Microsoft.