Когда в середине ноября стало известно, что Тото Вольфф — руководитель команды «Мерседес» и миллиардер — ведет переговоры о продаже миноритарной доли соучредителю CrowdStrike Джорджу Курцу, стало понятно, что «Формула-1» нашла новый источник финансирования. Сумма, указанная в соглашении с Вольффом, — примерно $6 млрд — на 58% превышает оценку Forbes два года назад и ставит «Мерседес» в один ряд с самыми дорогими командами мира в любом виде спорта.
«Серебряные стрелы» теперь стоят больше восьми франшиз НФЛ, 24 команд НБА, 28 клубов Высшей лиги бейсбола (MLB) и всех 32 команд Национальной хоккейной лиги (НХЛ), не говоря уже обо всех европейских футбольных клубах (кроме «Реала» и «Манчестер Юнайтед»).
При этом «Мерседес» даже не занимает поул-позицию (первая позиция в стартовой решетке перед гонкой — Forbes Sport) в рейтинге самых ценных команд «Формулы-1». Это место принадлежит «Феррари» — самой легендарной команде в этом виде спорта, которая, по оценкам Forbes, стоит $6,5 млрд, учитывая ее уникальное положение в спорте.
Все десять команд «Формулы-1» оцениваются в $1,5 млрд и более — порог, который два года назад преодолели только четыре из них. Средняя оценка выросла до $3,6 млрд, что на 89% больше, чем в 2023 году.
Этот рост отражает динамику развития бизнеса в «Формуле-1»: средний доход десяти команд в прошлом году составил порядка $430 млн, и этот показатель продолжает расти двузначными темпами в течение нескольких лет. Доход «Мерседес» в 2024 году составил рекордные $799 млн, что позволило команде занять десятое место среди спортивных команд мира за аналогичный период.
Рост стоимости больше связан с изменением рентабельности после введения в 2021 году ограничения расходов. Система, которая в этом сезоне ограничивает расходы команд до примерно $170 млн во многих областях, связанных с проектированием и строительством гоночных автомобилей, была призвана уравнять шансы после того, как из-за «гонки вооружений» годовые бюджеты ведущих команд превысили $400 млн.
По оценкам Forbes, благодаря тому что крупные спонсоры сдержали свои худшие порывы, сразу шесть команд в прошлом году были прибыльными, а те, кто все еще терпит убытки, «отстают на одного, двух или трех спонсоров — никто не так уж далек от прибыльности», — говорит инсайдер «Формулы-1». «Макларен», который понес убытки в размере $137 млн в 2018 году, в 2024-м получил операционную прибыль в размере $61 млн. «Мерседес» заработал $202 млн, что сделало его одной из самых прибыльных спортивных команд в мире.
Инвесторы стремятся попасть в сферу, где финансовая стабильность не была гарантирована еще пять лет назад. Производитель энергетических напитков Red Bull, который контролирует две команды «Формулы-1» — «Ред Булл Рэйсинг» и «Рэйсинг Буллс», — как считается, отклонил предложение о покупке своей младшей команды за $2,3 млрд. Между тем предстоящая продажа доли в «Мерседес» была оценена примерно в 7,1 раза выше выручки за предыдущий сезон, а три другие недавние сделки в «Формуле-1» были оценены с таким же большим коэффициентом.
В сентябре владельцы McLaren Racing — группы, в которую входит команда «Макларен» а также команды из других видов автоспорта, таких как IndyCar, — выкупили миноритарные доли по цене около $4,5 млрд, что в 6,4 раза превышает доход группы в 2024 году. Forbes оценивает стоимость только команды «Формулы-1» в $4,4 млрд. Эта покупка последовала за двумя сделками с участием «Астон Мартин» — продажей миноритарной доли в прошлом году по заявленной стоимости предприятия около $2,3 млрд, что в 7,4 раза превышает выручку за предыдущий сезон, и соглашением, заключенным в июле, на сумму в заявленные $3,2 млрд, что 8,6 раз превышает выручку за предыдущий сезон.
Сравните эти цифры с продажей миноритарной доли «Астон Мартин» в 2023 году за примерно $1,2 млрд — в 5,3 раза больше выручки за предыдущий сезон — или сделкой за миноритарную долю в «Альпин» за $900 млн в том же году с коэффициентом 2,8. По данным Forbes, последняя оценка десяти команд «Формулы-1» примерно в 8 раз превышает их средний доход за последний год — по сравнению с 2,3 раза в 2019 году и 4,9 раза в 2023-м.
«Это огромный рост стоимости, но именно это и происходит, — говорит инвестор в «Формулу-1». — В какой-то момент нужно просто принять реальность».
Тем не менее, этот показатель по-прежнему ниже среднего показателя в НФЛ (10,7 раза) и НБА (12,9 раза), и у «Формулы-1» есть причины сохранять скептицизм. Во-первых, владельцы команд в конечном счете не контролируют серию или ее интеллектуальную собственность. С 2017 года «Формулой-1» владеет Liberty Media Corporation. Большинство представителей «Королевских гонок» также признают, что, хотя серия и готова к дальнейшему росту, он не будет таким стремительным, как в последние несколько лет. Это заставляет некоторых инвесторов задаваться вопросом, не завышена ли сейчас стоимость команд.
Конечно, команды, находящиеся в нижней части финансового рейтинга, пока не оправдывают свою высокую стоимость коммерческой деятельностью, и им может потребоваться несколько лет, чтобы выйти в плюс, особенно с учетом того, что в следующем сезоне потолок зарплат вырастет до $215 млн.
Тогда возникает вопрос об инвентаризации. В календаре «Формулы-1» всего 24 гонки Гран-при — гораздо меньше событий, чем 272 матча регулярного чемпионата НФЛ или 1239 матчей НБА, которые можно предложить телекомпаниям, и меньше возможностей для продажи премиальных билетов, а на шасси автомобиля не так много места, чтобы его можно было покрыть логотипами дополнительных спонсоров. Фактически, согласно техническому регламенту следующего сезона, их на гоночных автомобилях «Формулы-1» будет становиться все меньше.
В довершение всего несмотря на то, что Apple TV стала вещателем всех гонок «Формулы-1» в США в рамках пятилетнего соглашения стоимостью примерно $140 млн, заменив ESPN, с которым был заключен контракт на сумму около $85 млн в год, этой серии еще предстоит по-настоящему завоевать самый прибыльный медиарынок в мире. В этом году с января по сентябрь гонки смотрели в среднем 1,4 млн американских зрителей — примерно половина средней аудитории гонок Nascar.
Инсайдеры «Формулы-1» считают, что минимальная стоимость завышена, учитывая, что «Кадиллак» платит более $1 млрд (с учетом затрат на запуск и взнос в размере $450 млн) за то, чтобы стать 11-й командой в следующем сезоне. Некоторые с осторожным оптимизмом смотрят на то, что команда с американским брендом может помочь привлечь американских болельщиков, число которых уже выросло благодаря документальному сериалу от Netflix «Формула-1. Драйв выживания» и блокбастеру 2025 года «Формула-1» с Брэдом Питтом в главной роли.
Есть и другие страны по всему миру, которые могли бы способствовать развитию бизнеса не только за счет сделок по продаже прав на трансляцию, но и благодаря готовности платить более высокие гонорары за место в расписании гонок. Например, Джидда, по некоторым данным, готова платить $55 млн в год за проведение Гран-при Саудовской Аравии, что, как считается, более чем в два раза превышает расходы на некоторые европейские гонки.
Однако самым большим преимуществом в этой серии может быть ее малочисленность: после расширения за счет «Кадиллака» в ней участвуют всего 11 команд, а длинная очередь инвесторов все еще надеется попасть в нее. «Я думаю, что пытаться применить к этому очень сложный финансовый анализ — ошибка, — говорит один из инвесторов «Формулы-1». — Когда динамика рынка такова, все ставки отменяются».
«Раньше у «Формулы-1» был актив, который можно было сравнить с некоторыми бейсбольными командами — они каждый год теряли кучу денег, — говорит другой инсайдер. — Теперь у вас есть актив, который, если бы я сравнил средние команды MLB, НБА, НХЛ и НФЛ, был бы ближе всего к последним. Так что теперь у вас есть актив [в виде ведущих команд «Формулы-1»], который структурно прибылен. Это невероятно».
МЕТОДОЛОГИЯ
Рейтинг Forbes «Формулы-1» 2025 года был составлен на основе информации, полученной из публичных заявок и частных документов, таких как оценки, рассчитанные банками для команд, а также из интервью с руководителями отрасли, аналитиками, банкирами и инвесторами. Расчетный доход получен от операций «Формулы-1» в 2024 году и исключает вспомогательные виды деятельности, такие как продажа двигателей. Оценка операционной прибыли основана на прибыли за 2024 год до вычета процентов и налогов. Ценность команды — это ценность предприятия (собственный капитал плюс чистый долг). Компания «Кадиллак», которая в следующем сезоне станет 11-й командой «Формулы-1», не была включена в оценку.
Перевод Дарьи Сулеймановой
1. «Феррари» — $6,5 млрд
Выручка: $670 млн. Операционная прибыль: $80 млн. Руководитель команды: Фредерик Вассер. В этом сезоне самый успешный гонщик «Формулы-1» Льюис Хэмилтон, на счету которого рекордные семь чемпионских титулов, присоединился к самой легендарной команде в этом виде спорта — «Феррари», которая с момента своего первого появления в «Формуле-1» в 1950 году завоевала рекордные 16 титулов в Кубке конструкторов. Но «Гарцующий жеребец» не поднимался на вершину подиума с 2008 года, а дебют Хэмилтона в команде после 12 сезонов в «Мерседес» оказался неудачным.. «Переключаться между мечтой выступать за эту потрясающую команду и кошмаром из-за результатов, которые мы показываем, между взлетами и падениями — это непросто», — сказал Хэмилтон, занимающий шестое место в личном зачете. Однако болельщики не сдаются. По данным компании Blinkfire, занимающейся аналитикой спонсорства, вовлеченность «Феррари» в социальных сетях на 31% выше, а ценность для спонсоров — на 44% выше, чем у любой другой команды «Формулы-1».
2. «Мерседес» — $6 млрд
Выручка: $799 млн. Операционная прибыль: $202 млн. Руководитель команды: Тото Вольфф. «Мерседес» лишился услуг легендарного Льюиса Хэмилтона, объединив итальянского вундеркинда Кими Антонелли с Джорджем Расселом, и результаты оказались многообещающие: Рассел занимает четвертое место в личном зачете, а Антонелли — седьмое, сразу за самим Хэмилтоном. Этот дуэт вернется в следующем сезоне после того, как «Серебряные стрелы» продлили с пилотами контракты в октябре. «Мерседес», занимающий второе место в Кубке конструкторов, стремится вернуться на победный путь, который привел его к восьми чемпионским титулам подряд с 2014 по 2021 год, и не испытывает недостатка в спонсорах. В январе компания Adidas заключила с командой многолетний контракт на поставку экипировки на сумму около $30 млн в год.
3. «Макларен» — $4,4 млрд
Выручка: $614 млн. Операционная прибыль: $61 млн. Руководитель команды: Андреа Стелла. Пять лет назад «Макларен» оказался в затруднительном положении, избежав банкротства благодаря тому, что взял кредит на сумму в примерно $185 млн, а затем продал миноритарный пакет акций. Теперь команда возвращается к своему наследию в «Формуле-1», выиграв Кубок конструкторов, а ее гонщик Ландо Норрис занимает лидирует в чемпионате за три гонки до финиша и может впервые в карьере стать чемпионом мира. Бизнес команды также ускорился под руководством коммерчески ориентированного генерального директора McLaren Racing Зака Брауна, который заработал $50 млн в общей сложности в прошлом сезоне, когда выручка команды «Формулы-1» достигла $614 млн, что на 26% больше, чем в прошлом году. В 2026-м ожидается еще один скачок: Mastercard станет титульным спонсором команды и будет ежегодно выделять на это $100 млн. «Крупнейшее партнерство, которое когда-либо заключал «Макларен», — говорит Браун.
4. «Ред Булл Рэйсинг» — $4,35 млрд
Выручка: $618 млн. Операционная прибыль: $26 млн. Руководитель команды: Лоран Мекис. Чемпион в классе конструкторов в 2022 и 2023 годах «Ред Булл» в этом году столкнулся с трудностями. Эдриана Ньюи, талантливого автомобильного дизайнера, который работал в команде с 2006 года, переманили в «Астон Мартин», а после всего двух гонок пилота Лиама Лоусона перевели в дочернюю команду «Ред Булла» — «Рэйсинг Буллз». Затем Кристиан Хорнер, занимавший пост руководителя команды с 2005 года, был уволен и в итоге согласился на выходное пособие в размере $105 млн.. Тем не менее, «Ред Булл» сохраняет Макса Ферстаппена — победителем четырех последних чемпионатов среди пилотов. Один этот факт должен сделать команду привлекательной для спонсоров. В сентябре она объявила о соглашении с Carlyle, согласно которому логотип инвестиционной компании будет размещен на болиде, костюмах пилотов, пит-уолле и в гараже команды.
5. «Астон Мартин» — $3,2 млрд
Выручка: $353 млн. Операционная прибыль: -$18 млн. Руководитель команды: Энди Коуэлл. В этом сезоне «Астон Мартин» занимает разочаровывающее седьмое место в зачете конструкторов, но команда смотрит в будущее с оптимизмом: Эдриан Ньюи назначен управляющим техническим партнером, а председатель совета директоров Лоуренс Стролл, которые сколотил состояние в размере $3,8 млрд отчасти благодаря IPO Michael Kors в 2011 году и теперь владеет значительной долей в компании «Астон Мартин», производящей роскошные автомобили, продолжает инвестировать в нее. Одноименная команда «Формулы-1» также стремительно развивается благодаря партнерским отношениям, в том числе новому контракту с брендом по уходу за кожей Elemis, которое помогает создать новую категорию спонсоров, поскольку спорт привлекает все больше поклонниц.
6. «Уильямс» — $2,5 млрд
Выручка: $245 млн. Операционная прибыль: -$36 млн. Руководитель команды: Джеймс Ваулз. Когда в 2023 году Джеймс Ваулз занял пост руководителя команды «Уильямс», он заявил журналистам, что инфраструктура команды «устарела на 20 лет». Но американская частная инвестиционная компания Dorilton, которая купила команду в 2020 году, была готова вкладывать деньги в организацию, чему способствовало успешное лоббирование Ваулзом возможности для небольших команд «Формулы-1» увеличивать свои капитальные расходы сверх установленного лимита. Теперь у Ваулза есть долгосрочный контракт на продление, чтобы воплотить эту идею в жизнь, пока организация проводит ребрендинг и становится командой «Атлассиан Уильямс Ф1» и заменяет логотип на обновленную версию «Forward W», которая была представлена в год основания компании в 1977 году.
7. «Альпин» — $2,45 млрд
Выручка: $300 млн. Операционная прибыль: -$13 млн. Руководитель команды: Флавио Бриаторе. «Альпин» провел провальный сезон на трассе и занимает последнее место в Кубке конструкторов, отставая от «Заубера», занимающего девятое место, на 40 очков. Но в сентябре звездный гонщик Пьер Гасли вернулся в команду, подписав контракт, который будет действовать до 2028 года. «Альпин», принадлежащая французскому автопроизводителю Renault Group, отдает приоритет американскому рынку для своего коммерческого роста. Вскоре это может стать проверкой ценностей команды «Формулы-1»: частная инвестиционная компания Otro Capital, которая в 2023 году инвестировала в «Альпин» примерно $900 млн, по имеющимся данным, рассматривает возможность выхода.
8. «Заубер» — $2,4 млрд
Выручка: $240 млн. Операционная прибыль: -$25 млн. Руководитель команды: Джонатан Уитли. Команда, официально выступающая в этом сезоне под названием Stake F1 Team Kick Sauber, а с 2018 по 2023 год известная как «Альфа Ромео», в 2026 году станет «Ауди» после того, как немецкий автопроизводитель приобрел швейцарскую команду в результате ряда сделок, заключенных за последние три года. «Ауди» также начнет производить двигатели для команды, которая уже 16 лет использует агрегаты «Феррари». В рамках ребрендинга у команды появится новый партнер по правам на название — финтех-компания Revolut, а также другие новые партнеры, например adidas, с которым будет заключена сделка по продаже одежды.
9. «Рэйсинг Буллз» — $2,3 млрд
Выручка: $318 млн. Операционная прибыль: $5 млн. Руководитель команды: Алан Пермейн. Вторая команда «Формулы-1», принадлежащая гиганту по производству энергетических напитков Red Bull, теперь известна как «Рэйсинг Буллз». В 2024 году она выступала под названием, которое новостной сайт о мотоспорте Race назвал «худшим в истории «Формулы-1»: Visa Cash App RB, или VCARB. В 2026 году произойдут более существенные изменения: команда и ее партнер «Ред Булл Рэйсинг» заменят двигатели Honda на силовые агрегаты, созданные в партнерстве с Ford, который возвращается в спорт впервые с 2004 года. Обе команды, принадлежащие Red Bull, также представят свои ливреи на следующий сезон на презентации в январе в Детройте, что станет еще одним знаком сотрудничества с Ford.
10. «Хаас» — $1,5 млрд
Выручка: $150 млн. Операционная прибыль: $9 млн. Руководитель команды: Аяо Комацу. Безусловно, самая маленькая команда в «Формуле-1», периодически сталкивается с вопросами о том, намерен ли владелец Джин Хаас оставаться в этом виде спорта. Однако Аяо Комацу, который работает в организации с момента ее появления в 2016 году и был назначен руководителем команды в январе 2024-го, недавно сообщил журналистам, что его босса раздражают непрошенные предложения от инвесторов.. «За последние 18 месяцев ему поступило множество предложений о покупке команды, но он не заинтересован в этом, — сказал Комацу. — Он пришел в то время, когда «Формула-1» была совсем другой. Он оставался с нами в самый сложный период пандемии коронавируса. Теперь он наслаждается».. Одна из причин для радости: новичок Оливер Берман финишировал четвертым на Гран-при Мексики в октябре, повторив лучший результат гонщика «Хаас» в истории. Заняв шестое место в следующем Гран-при в Бразилии, Берман также стал первым гонщиком «Хаас», набравшим очки в четырех гонках подряд.