Ученые назвали уязвимости электронных «помощников» в авто
Несмотря на то, что современные автомобили зачастую оснащаются целым арсеналом систем активной безопасности, призванных предотвращать аварии, ДТП на наших дорогах все равно случаются довольно часто. По данным ГИБДД с октября 2025 года в стране произошло более 11 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали люди.
Эксперты Пермского Политеха уверены, что передовые технологии не всегда могут защитить водителя и пассажира, а в определенных ситуациях они сами рискуют стать источником опасности. Ученые рассказали, в каких ситуациях автопилот может ошибиться и как в таких случаях стоит действовать водителю, чтобы избежать конфликта с электроникой.
«Например, ассистент удержания в полосе может создать аварийную ситуацию, перестав распознавать разметку на проезжей части ввиду наличия осадков, грязи и других факторов, требуя взять контроль за управлением транспортным средством», — рассказал директор Института дорожного строительства и транспорта ПНИПУ, кандидат технических наук, доцент Алексей Щелудяков.
По его словам еще более опасна некорректная работа системы экстренного торможения, которая может принять перестраивающийся или выезжающий со второстепенной дороги автомобиль за объект на пути следования или тень от моста и крутой подъем за препятствие и вызвать ничем не обоснованное торможение для участников дорожного движения, что чревато ударом сзади, особенно на малых дистанциях в условиях городского движения от попутного транспортного средства.
По словам эксперта, может также возникнуть и «борьба за управление», когда решения системы входят в противоречие с действиями человека. Классический пример — объезд дефекта дороги или открытого люка. Водитель корректирует направление движения автомобиля, чтобы избежать препятствия, которое датчики не распознали.
«В этот момент “автопилот”, “решив”, что это уход с траектории движения, может начать притормаживать колеса и сбрасывать тягу, пытаясь вернуть автомобиль на исходную траекторию — прямо в яму. В этот момент управление может стать неинформативным, а автомобиль — не поддаваться коррекции.
Похожий конфликт может случиться при агрессивном перестроении в соседнюю полосу, когда ассистент полосы посчитает маневр опасным и начнет тянуть машину обратно, применяя корректирующий курс с изменением усилия на рулевом колесе", — рассказал Алексей Щелудяков.
При сбое системы важно сохранять хладнокровие. Если автомобиль самопроизвольно и резко затормозил, следует немедленно и уверенно нажать на педаль, чтобы переопределить команду ассистента, и включить аварийную сигнализацию. При самопроизвольном подруливании нужно крепко удерживать руль и уверенно скорректировать траекторию, после чего найти возможность безопасно остановиться и перезагрузить систему или отключить проблемного «помощника».
«Еще две частые проблемы — это ложное срабатывание подушки безопасности, после которого важно немедленно остановиться и оценить обстановку, так как эта активация сопровождается дымом и шумом, и блокировка дверей после ДТП. В этом случае следует воспользоваться аварийным механическим приводом, обычно расположенным рядом с дверными петлями, — пояснил доцент кафедры “Информационные технологии и автоматизированные системы” ПНИПУ, кандидат технических наук Даниил Курушин.
Пятая распространенная ситуация — отказ адаптивного круиз-контроля, который может перестать распознавать транспорт и окружающую обстановку. В этом случае нужно сразу взять управление авто средства на себя. По этим причинам многие профессионалы на сложных участках дороги предпочитают отключать электронных «помощников», чтобы располагать полным контролем над машиной.