Бизнес

США отчитались о санкциях против «Лукойла» и «Роснефти»: как действовать инвесторам

США отчитались о санкциях против «Лукойла» и «Роснефти»: как действовать инвесторам - актуальные новости по теме Инвестиции на Toplenta

Urals на минимумах

США ввели санкции в отношении «Лукойла» и «Роснефти» еще 22 октября. За это время акции «Лукойла» подешевели более чем на 20%, котировки находились на минимальных значениях с 2023 года. Акции «Роснефти» реагировали более сдержанно, тем не менее и они просели примерно на 10%. 

А 17 ноября Минфин США (OFAC) сообщил, что новые санкции против двух нефтяных компаний работают и снижают доходы Москвы от продажи нефти, поскольку дисконт для российской нефти Urals увеличился, пишет Reuters. Агентство обращает внимание на то, что санкции 22 октября оказались «самыми сильными» и первыми с момента возвращения Дональда Трампа в Белый дом. 

Действительно, стоимость Urals падала до $36 за баррель, а затем подросла до $43 за баррель. Brent торгуется по $64 за баррель, дисконт Urals составляет более $20. «Это свидетельствует о падении спроса на российскую нефть, вызванном эффективностью американских санкций», — пишет OFAC и замечает, что около десятка крупных индийских и китайских покупателей российской нефти объявили о намерении приостановить ее закупки.

Какими оказались последствия для «Лукойла» и «Роснефти»?

Проблемы с продажей активов

В первую очередь «Лукойл» столкнулся с трудностями при продаже своих иностранных активов (Lukoil International GmbH). Поначалу ситуация складывалась вроде бы благополучно: «Лукойл» собрался продать свои иностранные активы крупному нефтетрейдеру Gunvor, основанному Торбьерном Торнквистом и другом Владимира Путина Геннадием Тимченко. Минфин США, в свою очередь, сделку не разрешил и назвал Gunvor «кремлевской марионеткой». Gunvor ответил, что решение основано на ложной информации, но тем не менее от сделки отказался. 

Согласно лицензии OFAC, американские компании и физлица должны были завершить правоотношения с «Лукойлом» и «Роснефтью» до 21 ноября, однако действие лицензии было продлено до середины декабря. Это может дать потенциальным покупателям иностранных активов компании немного больше времени для того, чтобы подготовиться к сделке, считают аналитики «БКС Мир инвестиций». При этом список потенциальных покупателей, по данным Bloomberg, в последнее время расширился: в него входят в том числе Exxon и Chevron.

Движение котировок акций «Лукойла» и «Роснефти» в первую очередь связано со статусом иностранных активов, говорит старший аналитик «Т-Инвестиций» Александра Муракаева. «Лукойл оказался более чувствительным за счет международных активов, вклад которых превышает 15% в EBITDA компании. «Роснефть» ранее уже полностью списала свои НПЗ в Германии», — говорит она. 

«Лукойл» сознательно много лет фокусировался на зарубежных инвестициях, чтобы снизить риски поглощения внутри России. Эта независимость сохранялась и в стратегии поставок на внешние рынки. В отличие от «Роснефти», «Лукойл» не имеет доступа к трубопроводам, ведущим в Китай, он гораздо больше зависим от зарубежной логистики и инфраструктуры», — объясняет разную реакцию инвесторов на санкции в отношении обеих компаний инвестиционный стратег «Гарда Капитал» Александр Бахтин. 

Сейчас для «Лукойла» есть серьезный риск того, что, если сделка состоится, то вырученные от продажи иностранных НПЗ средства окажутся замороженными, говорит аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. В частности, в начале недели появилось сообщение о том, что средства от продажи активов «Лукойла» поступят на эскроу-счет, который будет раскрыт только после того, как с компании снимут санкции, напоминает руководитель центра по российским акциям «БКС Мир инвестиций» Кирилл Бахтин. 

Котировки «Роснефти» и «Лукойла» снижались из-за того, что непонятно, каким в итоге будет ущерб от санкций, которые пока еще не вступили в полную силу, говорит ведущий инвестиционный аналитик Go Invest Никита Бредихин. «Когда потери будут понятны и в случае, если их ущерб окажется меньше, чем ожидалось, акции могут перейти к росту», — считает он. 

Индекс Мосбиржи

Компании нефтегазового сектора занимают заметную долю на российском фондовом рынке. Так, в индексе Мосбиржи у «Лукойла» доля — 13,3% (выше только у «Сбера» — 13,7%). У «Роснефти» доля куда более скромная — 3,1%. Из-за высокого веса этих компаний в индексе Мосбиржи динамика котировок их акций сказывается на всем рынке, говорит ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. Индекс Мосбиржи с 23 октября колеблется в диапазоне 2500-2600 пунктов — это соответствует уровням ноября-декабря 2024 года и мая 2023-го.

В целом октябрьские санкции приведут к тому, что сектор нефтегаза на Мосбирже будет более волатильным, считает директор департамента образовательных программ ИК «Велес Капитал» Валентина Савенкова. А более привлекательными с точки зрения инвестиций станут те представители этого сектора, у кого низкий долг, стабильные дивиденды и гибкая логистика. К таким компаниям Савенкова относит «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз» и «Татнефть». При этом она считает, что в случае с «Роснефтью» негативные новости уже отыграны, а в случае с «Лукойлом» оценка будет зависеть от того, что в итоге будет с продажей активов.

Наиболее вероятный, по ее словам, сценарий — это адаптация компаний к ограничениям, переориентация экспорта и реструктуризация активов. Котировки в таком случае будут ниже докризисных уровней на 15-20%. 

Сергей Кауфман из «Финама» обращает внимание на то, что санкции приведут к временному снижению экспорта и разрастанию дисконта на российскую нефть. «При этом, если дисконт на Urals действительно будет держаться около $20 за баррель, это неизбежно вызовет ослабление рубля, что компенсирует для нефтяников негатив от более низких долларовых цен», — говорит он. При этом дисконт на Urals в сочетании с крепким рублем, как сейчас, создает неблагоприятную ситуацию для нефтяников, говорит Кауфман. Цена доллара с мая 2025-го с небольшими отклонениями колеблется около 80 рублей.

А Бахтин из «Гарда Капитал» считает, что из-за попадания под санкции двух системообразующих нефтяных компаний стоит пересмотреть свой подход к инвестициям во все российские акции. «Даже если «Лукойл» сможет продать свои зарубежные активы по временной лицензии и получит умеренный дисконт на свои активы, все равно вырученные деньги некуда будет вложить. Эти деньги либо останутся на балансе, либо будут выплачены в виде некого экстра-дивиденда. Но переоценка компании никуда не денется. Пятая часть бизнеса де-факто потеряна. В худшем из сценариев «Лукойл» может столкнуться с давлением по поводу возможной национализации или поглощения «Роснефтью», — резюмирует он.

Фильтры и сортировка