Странствия поэта
Сегодня всё меняется настолько быстро, что не успеваешь привыкнуть, как мир вновь переворачивается. Уже выросло поколение, которое не помнит свою жизнь без гаджетов. Каких-то 30 лет назад мир был совершенно другой, а теперь футурологи говорят, что всё ещё больше ускорится и уже через 10 лет всё кардинально изменится.
Есть даже такая шутка. Человек пошёл учиться на высшее и посвятил этому 5 лет, а выходит из института, и его профессия устарела или заменена нейросетями. И получается 5 лет впустую, и он идёт работать охранником в «Пятёрочку», потому что его услуги не нужны обществу.
Очень странно обстоит дело и с религией. Современная молодёжь всё больше отрицает священные книги (Коран, Библию, Тору), которые люди почитали тысячелетиями. Они приравнивают их к тем же мифам Древней Греции, где есть истории с богами и их детьми, что рождены от земных женщин. Но тревогу бьют не жрецы, а ученые.
Многие всерьёз говорят, что через 20-30 лет в мир придёт новая религия, которая будет полностью переработана на новые реалии. Мир никогда не станет полностью атеистическим, так как людям всегда нужно во что-то верить. Главная проблема атеизма в том, что он не предлагает людям «готового спасения». Не решает экзистенциальной проблемы своего «Я», ибо человек отказывается верить, что когда-то оно исчезнет и больше никогда не появится. Религиозный миф даёт эту надежду обещая всё что угодно, только не правду. Но кто сказал, что людям вообще нужна правда?
Если старые мифы их уже не устраивают, то обязательно придумают новые. Так было всегда.
Вот об этом и погКуда движется корабль веры?
Представьте себе на минуту: ваш внук приходит к вам в гости в 2050 году и говорит: «Бабушка, а я сегодня разговаривал с цифровым Буддой!» или «Дедушка, наш ИИ-священник провел потрясающую виртуальную службу!» Фантастика? Возможно, не такая уж и фантастика, если верить современным социологам.

По данным Pew Research Center, уже сейчас мы наблюдаем интересный парадокс: в то время как в развитых странах растет число людей, не относящих себя к какой-либо религии (их часто называют «никакие» или «nones» по-английски), в глобальном масштабе религиозное население увеличивается за счет высокой рождаемости в религиозных семьях.
В низкосоциальных слоях вера по-прежнему сильна, а вот богачам она практически не нужна. Их больше интересует продление жизни здесь, а не что с ними будет там. Один миллиардер недавно заявил, что он и десятки других неназванных имён тайно вкладывают в развитие технологии продления жизни. Богатые люди не хотят умирать, потому что их капитала им хватит ещё на 1000 лет. Это логично. Вся надежда на ИИ, который якобы должен найти «таблетку от старения» для элиты всех стран.
Но что произойдет, когда искусственный интеллект и другие технологии глубже проникнут в нашу жизнь?
ИИ: новый пророк или могильщик веры?
Помните, как мы раньше ходили в библиотеку, чтобы найти ответ на сложный вопрос? Теперь мы просто спрашиваем Алису, Сири или Яндекс. А что будет, когда мы начнем задавать им вопросы вроде «В чем смысл жизни?» или «Существует ли Бог?»
Профессор Юваль Ной Харари, автор бестселлера «Homo Deus», предполагает, что ИИ может стать новым источником морального авторитета. Представьте: ваш умный помощник анализирует миллиарды данных и говорит:
«Исходя из моего анализа, оптимальное решение вашей моральной дилеммы такое-то».
Будем ли мы доверять этому больше, чем тысячелетним религиозным текстам?
Один мой читатель, Иван Петрович, 67 лет, недавно рассказал мне:
«Знаешь, я всю жизнь был верующим. Но когда мой внук показал мне, как этот ИИ пишет молитвы и говорит о боге не хуже священника, я впервые задумался: а что, если все наши священные тексты — просто продукт человеческого разума?»
Да ведь нейросети могут не только это. Вот они Моисей делает селфи переходя море:

А вот Иисус после нагорной проповеди:

Цифровое бессмертие vs. Райские кущи
Религии традиционно предлагали нам утешение перед лицом смерти. Но что если технологии предложат альтернативу? Уже сейчас существуют сервисы, которые создают цифровые копии умерших людей на основе их сообщений в соцсетях.
К 2050 году технологии могут позволить нам загружать сознание в компьютер или создавать настолько реалистичные цифровые копии, что грань между «настоящим» человеком и его симуляцией станет размытой.
Понимаю, что вопрос твоего «Я» никуда не исчезнет. Мало ли что вместо нас будет жить наша цифровая копия. А мы-то куда исчезнем? Но вот современные нейробиологи говорят, что никакого "Я" и вовсе не существует. Это мозг создаёт нам иллюзию целостности нашей личности, а всё остальное это всего лишь алгоритмы. Профессор Роберт Сапольски вообще убеждён, что у нас нет никакой свободы воли и человечество обречено повторять одни и те же ошибки на протяжении всей истории, пока их не вытеснит эволюция, а это очень долгий процесс. Вот он пишет в своей книге:
как можно верить в свободу воли, игнорируя историю. И это невозможно — повторяя нашу новую мантру, мы не более чем история взаимодействия биологии, над которой мы не властны, и среды, над которой мы также не властны; именно эта история определяет, кто мы есть здесь и сейчас.
Что касается веры в загробную жизнь, то это тоже часть нашей истории. Давно заложенные в нас алгоритмы, которые постоянно толкают нас верить в то, что жизнь не заканчивается с физической смертью. И ведь это правда, если обратиться к технологиям.
Социолог религии Роберт Герачи называет это «технологическим бессмертием» и отмечает, что оно может стать серьезным конкурентом религиозным представлениям о загробной жизни.
Новые формы духовности: от храма к смартфону
Исследование, проведенное одним американским журналом показало, что уже сейчас многие люди используют медитативные приложения вместо посещения религиозных служб. К 2050 году эта тенденция может усилиться.
Представьте: вместо похода в церковь вы надеваете VR-очки и оказываетесь в виртуальном храме, где ИИ-священник проводит службу, адаптированную под ваши личные духовные потребности. Или ваш умный дом автоматически создает атмосферу для молитвы в определенное время дня.
Жрецы всех конфессий насторожились. Кто будет жертвовать на храмы, если все будут получать порцию духовности через смартфоны?
Профессор Хизер Кэмпбелл из Даремского университета называет это явление «цифровой религией» и отмечает, что оно может привести к более индивидуализированным формам духовности. У Пелевина был «солидный Господь для солидных господ», а у людей будущего будет «Господь в кармане». Вот теперь Иисус с его учением точно будет всегда с тобой и поддержит в любую минуту. В Швейцарии уже работает голографический Христос и говорит с людьми о религии:

Религиозные институты: адаптироваться или исчезнуть?
Традиционные религиозные институты стоят перед серьезным выбором. Католическая церковь уже экспериментирует с приложением для молитв, одобренным Папой Римским. Некоторые буддистские монастыри в Японии используют роботов-монахов.

Робот буддист в одном из храмов
Но готовы ли религиозные лидеры к более радикальным изменениям? Например, к тому, что ИИ может интерпретировать священные тексты лучше, чем люди, или что виртуальные религиозные общины могут заменить физические?
Социолог Питер Бергер предполагает, что к 2050 году мы увидим разделение: консервативные религиозные группы будут еще сильнее сопротивляться технологическим изменениям, в то время как более либеральные адаптируются и трансформируются.
Что говорят цифры?
Согласно прогнозам Pew Research Center, к 2050 году:
- Число нерелигиозных людей вырастет до 1,2 миллиарда (с 16% до 26% населения в развитых странах)
- Христианство и ислам останутся крупнейшими религиями мира
- В США число "никаких" может превысить число протестантов
Мой личный взгляд
Возможно, мы увидим новые гибридные формы духовности, где древние традиции переплетутся с новыми технологиями. Представьте себе буддистский храм, где медитацию ведет ИИ, настраивающий практику под биометрические показатели каждого участника. Или христианскую службу, где проповедь основана на анализе миллионов религиозных текстов и адаптирована под конкретную аудиторию. Это будет действительно новый опыт для верующих людей.
Человеческая потребность в смысле, общности и трансцендентном опыте никуда не денется. Но формы, в которых мы будем удовлетворять эти потребности, могут измениться до неузнаваемости.
Мы никогда не узнаем, существует ли Бог, но будем придумывать всё новые и новые его интерпретации. Вообще, если как следует проанализировать историю религии, то Бог меняется вместе с людьми. У христиан, живших всего 2 века назад, было совершенно другое представление о Боге, а у тех, кто жил тысячи лет назад, один и тот же Бог отличался настолько сильно, что сегодняшние верующие даже не стали бы к такому Богу обращаться.
Но я всегда говорил и буду говорить, что неважно есть Бог или нет. Мы должны делать свою жизнь лучше здесь и сейчас, а не уповать на то, что будет потом. Ведь обещание тех же райских кущ или нирваны это ничто иное как спекуляция на страхах человека, его нежелания верить, что он мог прожить эту жизнь впустую. И чтобы этого не случилось надо заполнять жизнь новыми смыслами, интересоваться всем и уметь удивляться. А не упираться в старые ветхие книги в надежде на то, что они ответят тебе на все вопросы. Не ответят, потому что не знают...
источник