Технологии

Пишем код, который живёт долго: SOLID, DRY, KISS, YAGNI

Краткое резюме

Принципы SOLID помогают программистам создавать гибкий и устойчивый к изменениям код. Они позволяют упростить тестирование и расширение функционала, снижая затраты на поддержку проектов.

В рамках нашей серии материалов, посвящённых ключевым концепциям в области разработки, мы рассмотрим проверенные методы, которые помогают программистам избегать типичных ошибок и повышать свою эффективность. Особое внимание будет уделено принципам SOLID, а также парадигмам YAGNI, DRY и KISS, которые имеют большое значение в объектно-ориентированном программировании. ### Принципы SOLID: происхождение, преимущества и примеры применения SOLID — это аббревиатура, объединяющая пять основополагающих принципов проектирования классов в ООП. Они были предложены американским инженером-программистом Робертом Мартином, известным как Uncle Bob, в начале 2000-х годов в его статье Design Principles and Design Patterns. Позднее, в 2004 году, консультант по разработке Майкл Фэзерс предложил использовать для них запоминающуюся аббревиатуру SOLID. ### Почему принципы SOLID так востребованы? Популярность SOLID объясняется его способностью решать основные проблемы в сложных системах: * **Минимизация зависимости между классами (Coupling):** при жёсткой связи между классами изменение одного из них требует корректировки других. Принципы SOLID направлены на снижение этой зависимости. * **Улучшение тестируемости:** независимые и узкоспециализированные компоненты проще тестировать по отдельности. * **Устойчивость к изменениям:** правильное применение SOLID позволяет добавлять новый функционал без нарушения работы существующего. Сегодня эти принципы широко используются разработчиками, поскольку они позволяют создавать код, который легко расширять, тестировать и модифицировать, снижая тем самым затраты на поддержку проектов в долгосрочной перспективе. ### Расшифровка принципов SOLID **S: Single Responsibility Principle (Принцип единственной ответственности)** * **Суть:** класс должен выполнять одну задачу, иметь одну область ответственности и только одну причину для изменений. Если класс выполняет сразу несколько функций, то в случае ошибки в этом классе произойдёт сбой сразу в нескольких функциях. * **Цель:** разделить обязанности так, чтобы любая правка имела одну точку входа — конкретный класс. * **Пример:** повар (класс) отвечает только за приготовление блюд (одна задача). Он не занимается закупками, мытьём посуды или расчётом зарплаты. Если ресторан решает готовить китайскую кухню вместо европейской, меняется только повар. Разделение обязанностей делает систему стабильной и предсказуемой. **O: Open-Closed Principle (Принцип открытости-закрытости)** * **Суть:** программные сущности (классы, модули) должны быть открыты для расширения, но закрыты для модификации. * **Цель:** развитие системы за счёт добавления нового функционала без изменения существующего кода, уменьшение влияния изменений на уже работающую систему. * **Пример:** если ресторан хочет добавить в меню новое блюдо, он расширяет меню новым рецептом. При этом не нужно модифицировать (перестраивать) уже работающую планировку кухни или менять оборудование, используемое для существующих блюд.

Фильтры и сортировка