7 ошибок владельцев CVT и способы продлить его ресурс
Ошибка № 1: Забывать про жидкость вариатора
Многие водители думают, что жидкость в вариаторе «вечная». Это заблуждение может обойтись очень дорого (возвращаемся к тезису о счете на 400 тысяч). Вариаторная жидкость со временем теряет свои свойства. Она окисляется, загрязняется металлической стружкой и в результате она превращается в абразивную пасту, которая медленно, но методично «съедает» ремень и шкивы изнутри.
Рекомендация: Меняйте жидкость каждые 50−60 тыс. км, особенно если машина эксплуатируется активно или в жарком климате. Используйте оригинальную жидкость CVT от автопроизводителя, либо аналог, сертифицированный по допуску. Подделки, универсальные смеси и жидкости а-ля «почти оригинал» — это не экономия, а почти гарантированная подписка на капитальный ремонт.
Ошибка № 2: Устраивать гонки на светофорах
Вариатор оптимизирован для плавного и равномерного ускорения. Играться с педалью как на автомате здесь чревато. Резкие старты ведут к проскальзыванию ремня, перегреву и микроповреждениям шкивов.
Рекомендация: Раз и навсегда усвойте для себя формулу: мощные рывки = локальный перегрев + износ. Особенно страдает ремень, который может начать скрипеть, «пробуксовывать» и даже порваться. Педаль газа — это не кнопка «пуск», а реостат: чем плавнее нажим, тем дольше проживет ваш вариатор.
Ошибка № 3: Буксовать «до победного»
Застряли в грязи или снегу? Худшее, что можно сделать в этот момент с вариатором — начать «раскачивать» машину, резко раскручивая двигатель. А все потому что при пробуксовке CVT получает ударные нагрузки. Особенно опасно, когда два колеса на одной оси ведут себя по-разному: одно крутится вхолостую, а второе внезапно ловит сцепление с дорогой. Для вариатора это как удар кувалдой по зубам, то есть стопроцентный нокаут. Резкая перегрузка может повредить шкивы или даже порвать ремень.
Рекомендация: Предпринимайте короткие и аккуратные попытки выехать из сугроба или грязи. Не получается — в зависимости от масштаба проблемы вам в помощь лопата или эвакуатор. Да, это дорого, но ремонт вариатора стоит дороже.
Ошибка № 4: Превращать машину в тягач
Вариатор плохо переносит длительные высокие нагрузки, особенно при буксировке тяжелых прицепов, в горку или на высокой скорости. Это связано с его конструкцией. Вариатор передает крутящий момент через стальной ремень, который сжимается между двумя коническими шкивами — или, в простонародье, «конусами». За счет трения ремень цепляется за шкивы и вращает колеса.
При слишком большой нагрузке (например, при буксировке тяжелого прицепа в гору) ремень начинает проскальзывать, вызывая сильный нагрев. Из-за этого ремень и шкивы перегреваются, масло теряет смазочные свойства, и вариатор быстро выходит из строя.
Рекомендация: Если буксировка неизбежна, двигайтесь на малых оборотах, делайте частые остановки для охлаждения и избегайте резких ускорений. Но вообще лучше не рисковать.
Ошибка № 5: Ездить «на галстуке»
Даже не все эвакуаторщики знают, что машину с вариатором нельзя тащить «на галстуке» (то есть на буксировочном тросе) с заглушенным двигателем. При такой буксировке маслонасос не работает, и трансмиссия получает масляное голодание. Ведущий вал крутит неподготовленные узлы — отсюда задиры и разрушения деталей. Даже одна неправильная буксировка может превратить рабочий вариатор в груду дорогого металлолома.
Рекомендация: Машину на вариаторе буксируем только двумя безопасными способами:
- С полной погрузкой — машину целиком загружают на платформу эвакуатора, так, чтобы ни одно колесо не касалось дороги. Все колеса обездвижены — значит, никакие детали трансмиссии не вращаются и не страдают от масляного голодания. Кстати, такой способ подойдет абсолютно для любого авто, независимо от привода.
- С вывешенными ведущими колесами — такой вариант используют, когда платформы под рукой нет, но эвакуировать машину все же нужно. Суть в том, чтобы поднять и зафиксировать именно ведущие колеса (то есть те, через которые мотор передает крутящий момент). У переднеприводных машин это передние колеса, у заднеприводных — соответственно, задние.
А вот с полным приводом все сложнее. Во многих таких автомобилях крутящий момент может поступать на все четыре колеса, и при выключенном двигателе невозможно гарантировать, что внутренняя часть трансмиссии не будет вращаться. Отсюда вывод: машины с полным приводом и вариатором можно перевозить только на эвакуаторе с полной погрузкой.
Ошибка № 6: Не прогревать машину зимой
При минусовой температуре (особенно ниже −15 градусов) жидкость в вариаторе густеет — собственно, как и любое масло. По консистенции она становится похожей на мед. Из-за этого насос в вариаторе не может создать нужное давление, чтобы «зажимать» ремень между шкивами. В результате он начинает проскальзывать. Насос тем временем пытается «продавить» загустевшую жидкость, и от этого перегревается, особенно если вы сразу сели и поехали, как летом.
Рекомендация: Готовы к утренней пробежке без разминки в минус двадцать? — То-то же. Тогда не заставляйте совершать ее ваш хрупкий вариатор.
После запуска двигателя подождите 20−30 секунд (до минуты при сильных морозах), чтобы масло равномерно начало циркулировать и давление стабилизировалось.
За двигатель не беспокойтесь — он успеет немного прогреться на холостых и продолжит выход на свою рабочую температуру уже в движении, а вот вариатор нагревается только в движении. Поэтому как только давление стабилизируется, сразу плавно трогайтесь. Первые 3−5 километров избегайте резких стартов и обгонов. Стоять на месте и греть коробку смысла нет — это только ускорит износ.
Ошибка № 7: Переключать в «P» на ходу
Мы уже видим, как вы закатили глаза и поджали губы… Казалось бы, очевидная глупость, но случается она чаще, чем вам кажется. В положении «Parking» выходной вал блокируется механически. Попытка такой блокировки на ходу грозит неприятностями — причем очень дорогими.
Рекомендация: Переводим рычаг коробки в положение «P» только после полной остановки машины. Даже 2 км/ч могут привести к серьезным повреждениям парковочного механизма.
Секрет долголетия вариатора
Сравнивать вариатор и автомат бессмысленно — никто не лучше и не хуже, это совершенно разные типы трансмиссий. Понимание принципов работы CVT вкупе с бережным отношением — не заморочка, а необходимое условие для сохранения тонкого механизма в рабочем состоянии.
Взамен вы получите плавную и экономичную езду, минимальные расходы на ремонт и долгий срок службы трансмиссии. При соблюдении простых правил эксплуатации вариатор спокойно отбегает 300−400 тысяч километров без серьезных поломок (проверено лично автором).
А мифы о так называемых «одноразовых» вариаторах чаще всего плодят сами владельцы — вернее те из нас, кто собственноручно угробил трансмиссию, просто не разобравшись в ее специфике.