В НИУ «МЭИ» создали платформу, позволяющую оценивать и прогнозировать работу глобальных спутниковых навигационных систем за счет компьютерного моделирования. В качестве первого демонстратора функционала платформы выбрана отечественная система «ГЛОНАСС».
«Дело в том, что проведение натурных экспериментов по запуску новых космических аппаратов, обеспечивающих растущие запросы потребителя навигационной услуги, могут достигать миллиарда рублей по своей стоимости. При этом вопрос о целесообразности расширения группировки, в том числе на других орбитах остро стоит на повестке. Мы же предлагаем доступную онлайн-платформу, где можно проверить различные гипотезы развития таких больших систем как ГЛОНАСС без дорогостоящих натурных экспериментов», –– рассказал руководитель проекта, аспирант кафедры Радиотехнических систем Олег Глухов.
Разумеется, компьютерное моделирование уже давно используется в космической отрасли, но как говорят разработчики платформы, обычно все ограничивается моделированием на уровне технических устройств, а сама среда для имитации работы устройства практически не затрагивается. Поток предлагает системный подход к моделированию, где есть множество компонентов моделируемой системы, которые будут влиять на работу друг друга. Таким образом, можно оценить и спрогнозировать поведение целой системы при различных сценариях работы.
Ещё одной не менее важной миссией Потока, является образование и возможность познакомить юных исследователей и студентов с космическими технологиями, в частности навигацией и связью. Поток обладает интуитивным графическим интерфейсом с наглядным представлением результатов моделирования, что помогает вовлечь подрастающее поколение в задачи, которые будут все больше актуализироваться в ближайшие десятки лет. С осени 2025 года планируется использование Потока в качестве инструмента для проведения учебных занятий по ряду дисциплин, связанных со связью и навигацией, которые читаются в НИУ «МЭИ» в институте радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова и институте вычислительной техники и информационных технологий.