Тот актер из «Большого куша»: как Стивен Грэм придумал сериал «Переходный возраст»

Тот актер из «Большого куша»: как Стивен Грэм придумал сериал «Переходный возраст»

Берясь за историю самой обычной британской семьи в «Переходном возрасте», 51-летний Стивен Грэм знал, о чем говорит. Актер вырос в Ливерпуле, в семье социальной работницы и медбрата отделения педиатрии. В детстве он также сталкивался с школьной травлей: дедушка артиста был с Ямайки, и отец мальчика выглядел более смуглым, чем окружающие. Из-за этого сверстники буллили его, но разрешил возникший конфликт не отец, а мама Стивена.

«Я был и остаюсь невысоким, часто терялся на фоне одноклассников. Узнав про травлю, мама выяснила, где живет один из школьников, занимавшихся буллингом. Взяла меня в охапку, и мы отправились к ним домой. Там она сказала матери того пацана, что мы с ним будем драться прямо на их газоне. Я был в шоке, но деваться некуда. Мы реально подрались, и я победил. Затем мы пошли к следующему дому уже другого мальчишки, который меня задирал. Но там со мной никто не захотел драться. На следующий день в школе все вмиг прекратилось. Я ощутил себя неуязвимым. Так мама наполнила меня смелостью постоять за себя», — вспоминал спустя годы Грэм.

Театром он увлекся в 10 лет, а позже закончил престижный лондонский колледж искусств Rose Bruford College. Там же он познакомился с женой Ханной Уолтерс (она сыграла в сериале эпизодическую роль школьной учительницы). По сей день она читает сценарии вместо страдающего от дислексии Грэма, а потом говорит, стоит ли ему брать роль или нет.

По словам актера, жена была одной из тех, кто помог ему в сложнейший период его жизни: когда ему было 20 лет, он страдал от клинической депрессии и совершил попытку самоубийства. «Я чувствовал себя страшно изолированным и очень одиноким. А еще я не мог справиться с чувством утраты. Мои родители потеряли ребенка, моего младшего брата, во время родов. Когда мне было 14 лет, ушла моя любимая бабушка, с которой мы были очень близки. Это все накопилось во мне после переезда в Лондон, и у меня случился нервный срыв», — делился Грэм.

В этот период Ханна сперва стала для него близкой подругой, а спустя время — возлюбленной и женой. Хотя был момент, который мог развести жизни молодых людей: «Ханна собиралась переезжать в Испанию. Помню, накануне ее отъезда я наконец решился признаться в своих чувствах. Я сказал: «Не уезжай в Испанию. Я люблю тебя». На что она ответила: «Я ждала пять лет, мечтая услышать от тебя эти слова». На следующий день мы стали жить вместе».

В 2020 году Грэм и Уолтерс основали собственную кинокомпанию, которую назвали Matriarch Productions («Матриархат продакшен»). А в 2023 году, получив почетный Орден Британской империи за вклад в драматическое искусство, Грэм посвятил его маме, скончавшейся годом ранее: «Моя мама была невероятной женщиной с огромным сердцем и настоящим воином. Она воспитывала меня по такому принципу: никто не лучше тебя и никто не хуже тебя, все равны. Эти ее наставления из детства сохранились во мне на всю жизнь».

Бандит на экране

Кинокарьеру Стивен Грэм начал еще в 90-е, но первая слава пришла к нему в начале нулевых с выходом «Большого куша» Гая Ричи. В криминальной комедии актер сыграл Томми — не столько бандита, сколько мошенника средней руки и владельца зала игровых автоматов, устраивающего договорные боксерские поединки. Следом вышли «Банды Нью-Йорка» Мартина Скорсезе, в которых Грэм вновь играл отрицательного персонажа (на этих съемках он подружился с Леонардо Ди Каприо).

Это амплуа не оставляло его и в середине 2010-х, когда он снялся в телевизионном цикле мини-сериалов «Это Англия», посвященном разным историческим отрывкам из жизни страны, криминальной драме Майкла Манна «Джонни Д.» и «Подпольной империи» того же Скорсезе. В «Пиратах Карибского моря: На странных берегах» Грэм исполнил роль коварного матроса Скрама, морскую тематику продолжили мини-сериалы «Табу» и «Северные воды». Позже Стивен сыграл в «Острых козырьках» вместе с Киллианом Мерфи. Все эти проекты только закрепили за Грэмом амплуа грубого и подчеркнуто маскулинного героя, привыкшего разбираться с проблемами не словами, а кулаками.

При этом актер всегда отмечал, как он далек от своего экранного образа. «Я счастливо женатый отец двух прекрасных детей. Я — полная противоположность моих героев, которых люблю за их сложность, но с которыми мы совершенно не похожи. Стоит лишь немного узнать меня поближе, чтобы убедиться, что я приятный парень», — признается Грэм, который, например, также регулярно занимается медитацией.

Успех «Переходного возраста» и социальный эффект

Сложную, дискомфортную и злободневную тему подростковой преступности актер и продюсер Стивен Грэм решил исследовать, прочитав о схожих случаях в СМИ. По его словам, он, отец двоих детей, был напуган тем, какой масштаб обретают подобные преступления и что, кажется, никто основательно не пытается разобраться в том, почему и в каком социальном контексте они возникают. 

Второй важной составляющей причин подростковой агрессии, обращенной на девочек, Грэм считает популяризацию уничижительного в отношении женщин движения инцелов. Стивен, заручившись поддержкой сценариста Джека Торна (вместе они уже работали над драмой «Чужие грехи» и мини-сериалом «Это — Англия»), захотел вынести проблему в поле публичного диалога. Жена, сооснователь их компании Matriarch Productions, ответственной за выпуск сериала, поддержала актера.

При этом Грэм и Торн намеренно решили пойти нестандартным путем, избегая привычных художественных штампов: «Мы могли снять криминальную драму о подростках в бандах или о ребенке с мамой-алкоголичкой и отцом-абьюзером. Но вместо этого нам захотелось рассказать историю, при взгляде на которую зритель испугается: «Боже мой, это могли быть мы». То, что происходит в нашем сериале, — обыкновенный кошмар любого родителя».

Режиссером сериала стал близкий друг и коллега Грэма, постановщик Фил Барантини. Они тоже неоднократно сотрудничали в прошлом. Так, их снятая одним кадром (этот технически сложный прием полностью повторен в «Переходном возрасте») кулинарная драма «Точка кипения» сперва существовала в формате короткого метра. Затем историю пересняли в виде полнометражной картины. А следом расширили и до полноценного сериала.

Опыт работы Барантини с непрерывным видеорядом был для «Переходного возраста» особенно важен по нескольким причинам. Во-первых, для усиления внутреннего напряжения разворачивающейся истории. Во-вторых, для того, чтобы максимально вовлечь в сюжет зрителя, делая его свидетелем всех показанных событий — тот самый иммерсивный опыт смотрения. В-третьих, чтобы передать эмоции и ощущения героев, для которых все происходящее напоминает непрерывный страшный сон.

Техническое мастерство, профессиональная решительность и авторская отвага отозвались в зрителе, пораженном глубиной поднятой темы и тем, как справился с ролью исполнитель роли обвиненного подростка Джейми, дебютант Оуэн Купер. За первые четыре дня после релиза сериал посмотрело чуть больше 24 млн человек. А спустя почти три недели эта цифра достигла почти 70 млн зрителей, поставив абсолютный рекорд среди оригинальных мини-проектов стриминга.

Однако для самого Стивена Грэма целью было не только вызвать общественный дискурс, но и постараться отыскать решение проблемы. Для этого авторы «Переходного возраста» выступили с предложением показывать четырехсерийный проект в школах и даже в британском парламенте, и их предложение было услышано. 

В числе первых откликнулся премьер-министр Великобритании Кир Стармер, поддержавший инициативу и выразивший опасения в отношении популяризации «маносферы» (сегмент интернета, посвященный популяризации ненависти к женщинам и агрессивной маскулинности). Его офис выступил с предложением в поддержку трансляции сериала в старших школах страны: «Переходный возраст» поможет ученикам лучше понять последствия мизогинии, опасность онлайн-радикализации и важность здоровых отношений».

Как результат в школах Великобритании введут дисциплину по профилактике женоненавистничества и борьбе с мизогинией для мальчиков. Обновленную версию уже существующей программы под названием «Образование в сфере отношений, здоровья и полового воспитания» готовятся запустить до конца учебного года. Такой эффект от одного сериала кажется почти уникальным. История с важнейшим социальным подтекстом и воздействием (в английском языке это называется термином social impact) не просто заставила заговорить о большой проблеме, но и пытается изменить что-то в реальной жизни.

«Мы не имели представления о том, как это повлияет на общество, но, похоже, оно преодолело все расовые, религиозные и иерархические структуры с тем посланием о нашей молодежи, которое оно несет», — говорит Грэм о сериале.

Что дальше

Комментируя успех и вызванный сериалом резонанс, Грэм и его жена допускают, что проект может превратиться в антологию: то есть каждый последующий сезон будет развиваться в той же киновселенной, но с новыми героями и сюжетами: «Наш сериал №1 в 80 странах, включая Саудовскую Аравию, Индию и Австралию. Это невероятно. Я не предполагал, что наша история так сильно откликнется по всему миру. Но это произошло».

Компания Matriarch Productions Грэма и Уолтерс в 2025 году также выпустила второй сезон сериала «Тысяча ударов», и Грэм готовится к новым актерским проектам. Впереди полнометражный фильм из вселенной «Острых козырьков» и драма Deliver Me From Nowhere от режиссера «Недругов» Скотта Купера, где Грэм сыграет вместе с Джереми Алленом Уайтом («Медведь») и Джереми Стронгом («Наследники»).

В общественной сфере его интерес не замыкается на образовании. Вместе с женой Грэм поддерживает благотворительную организацию, деятельность которой направлена на помощь в получении работы и социальной адаптации для людей с судимостью. Супруги таким образом хотят «разрушить порочный круг преступности и безработицы».

«По статистике большая часть вышедших на свободу заключенных повторно оказываются за решеткой, потому что не могут найти хорошую работу и получить шанс на нормальную жизнь, не нарушая закон. Эти люди не изгои, многие из них хотят приносить пользу обществу. Нам очень хочется помочь им в этом и поддержать», — объясняют свой интерес Стивен Грэм и его супруга Ханна Уолтерс.

5