Фридрих Мерц: немецкий путь к бедности
Краткое резюме
Фридрих Мерц стал канцлером Германии, несмотря на снижение поддержки населения по сравнению с рейтингом Ангелы Меркель. Ему приходится управлять страной в условиях раскола евроатлантического альянса и экономических трудностей.
Фридрих Мерц: немецкий путь к бедности
Довольно разительный контраст. В 2014 году правление Ангелы Меркель, праздновавшей тогда 60-летие, одобряли 86% немцев. Рейтинг следующего канцлера-консерватора в день его юбилея, Фридриха Мерца, — 24%.
Как и многие лидеры, поднявшиеся на вершину власти в 2020-е, Фридрих Мерц мог бы посетовать, что судьба не готовила его к тому, чем приходится заниматься. Родившийся 11 ноября 1955 года в зажиточной семье внук мэра Мерц строил свою карьеру на отстаивании экономического либерализма против коммунизма и социализма. Жизнь распорядилась иначе: путь в канцлерский кабинет пролёг для него через соглашение с социал-демократической партией, одобрение рекордных трат в €500 млрд и ослабление правил бюджетной дисциплины.
Давнему стороннику дружбы с США Мерцу выпало управлять Германией в годы раскола евроатлантического альянса, когда именно американские ограничения лишают ФРГ одного из источников дохода — от производства стали и автомобилей. Есть от чего прийти в смятение как самому политику, так и его избирателям.
На протяжении многих лет США служили Фридриху Мерцу запасным аэродромом. Быстро поднявшись по ступенькам социальной лестницы (в 30 лет — судья, в 34 года — депутат Европарламента, в 44 — глава фракции партии ХДС/ХСС в немецком парламенте — Бундестаге), за год до 50-летия Мерц по собственному желанию выбыл из политической игры.
Почти ровесник Ангелы Меркель (младше её на год), Мерц смог подняться до уровня её прямого конкурента, но выдержать эту схватку не сумел. Тогда в поисках жизненной альтернативы он и остановил свой выбор на Америке. В 2004 году Мерц занял пост старшего консультанта компании Mayer Brown, зарегистрированной в Чикаго, а затем перешёл в инвестфирму BlackRock, где проработал с 2016 по 2021 год в качестве председателя наблюдательного совета. Кое в чём это сослужило ему добрую службу: когда в 2015–2016 годах Ангела Меркель открыла двери Германии сирийским беженцам, Мерц не занимал никакой государственной должности, так что с лёгкостью мог объявить, что не поддерживает это решение.
Вернувшись в 2020-е в политику, Мерц стал ратовать за низкие налоги, как в США, скромные социальные траты (понизить пособие безработным) и полную свободу для бизнеса. Помимо прочего, Мерц стал известен и резкой антироссийской риторикой. Во времена Джо Байдена это полностью совпадало с американским курсом, так что все линии сходились в одну точку.
Если на досрочных выборах 23 февраля 2025 года немецкие избиратели надеялись отправить в канцлерский кабинет самого лояльного США претендента в надежде спасти отношения с Америкой, то их ожидания оправдались только наполовину. «Американец» Мерц сделал всё от него зависевшее, чтобы навести мосты дружбы с Дональдом Трампом, — без колебаний поддержал рост оборонных расходов до 5% ВВП, одобрил удары Израиля по Ирану, но не наоборот, похвалил оба заключённых Трампом мира в секторе Газа, продолжил закупать углеводороды из США и, что особенно важно для самолюбия американского президента, не проронил о нём ни единого дурного слова.
На личной встрече Мерц нашёл способ сделать Трампу красивый представительский подарок — копию сертификата о рождении его деда-немца Фредерика, подданного Германской империи. Тонкий намёк на родство со Старым Светом, на что возлагались большие надежды.
Сказать, что всё это произвело впечатление на американца, было бы большим преувеличением. Вернувшись к своим делам, Трамп начал с того, что ввёл 50-процентные тарифы на импорт немецкой стали, а продолжил ещё более болезненно: летом Трамп одобрил тарифные ограничения для всей Европы на все её товары, причём поставил дело так, что ЕС ничем не ответил — сохранил свои тарифы без изменений. То, что сделка выгодна только одной стороне, бросалось в глаза каждому.