История успеха Дуэйна Джонсона в цифрах выглядит особенно впечатляюще: восемь лет успешно выступал в рестлинг-промоушене WWE (World Wrestling Entertainment), является 10-кратным чемпионом мира, а также двукратным интерконтинентальным чемпионом WWF. Фильмы с его участием собрали в мировом прокате в общей сложности $15 млрд, пять раз становился самым высокооплачиваемым актером Голливуда, зарабатывая только съемками более $65 млн в год, его автобиография «The Rock Says…» заняла первое место в списке бестселлеров по версии The New York Times, воспитывает троих детей, его персональная страница на Википедии переведена на 101 язык мира, а сам он в 2022 году заявлял о намерении в 2024-м баллотироваться на пост президента США (позже от своих планов отказался, но уточнил, что политические амбиции у него остались).
Это во всех смыслах неординарный человек-оркестр, добившийся успеха во всех сферах, в которых себя пробовал. Но путь героя, как и положено по всем законам драматургии, состоит не только из побед, но и досадных поражений — либо ломающих, либо закаляющих его волю.
Как формировалась «Скала»
Дуэйн — сын канадского новошотландца Рокки Джонсона и самоанки Матаниуфеагаималеаты «Аты» Фитисеману. В детстве он некоторое время жил с родителями в Новой Зеландии, где заинтересовался регби, а после начальной школы переехал с семьей в США. Не только отец и дядя Дуэйна профессионально занимались рестлингом, но даже бабушка будущего Скалы была связана с рестлингом — стала одной из первых женщин-промоутеров: в начале 1980-х возглавила и многие годы управляла организацией Polynesian Pacific Pro Wrestling.
Но при сложившемся бэкграунде и интересу к спорту, в подростковом возрасте Джонсон рисковал пойти по наклонной. К 17 годам парня несколько раз арестовывали за мелкое хулиганство: драки, мошенничество и даже кражи в магазинах. Позже Джонсон будет вспоминать, что от преступного мира его спас тренер школьной команды по американскому футболу Джоди Квик. Тот рассмотрел в проблемном подростке большой потенциал и пригласил на тренировки. При том, что они с Квиком прошли собственный непростой путь притирок и конфликтов, в итоге вера тренера помогла Джонсону определиться в жизни: «Помню, что благодаря его поддержке я впервые задумался, кем хочу быть и к чему стремлюсь». Помимо американского футбола Джонсон также увлекался легкой атлетикой и борьбой — силовой спорт и нагрузки давали такой необходимый выход подростковому гневу и бунту.
Казалось, что впереди у него большой будущее, связанное именно с американским футболом — Джонсон был на хорошем счету у тренерского штаба и сумел получить полную стипендию Университета Майами. Но в команду на ту же позицию пришел Уоррен Сэпп — будущая звезда НФЛ (Национальная футбольная лига), вытеснивший Джонсона на скамейку запасных. Отыграв за четыре года в стартовом составе всего в 39 матчах Дуэйн сменил свой интерес — получил степень бакалавра по криминологии и психологии. А после полученной травмы спины и вовсе распрощался с мечтами об американском футболе.
Начало спортивной карьеры
Несмотря на травму Джонсон видел свое будущее только в спорте и пошел по стопам старших родственников — в 1996 в возрасте 24 лет дебютировал в рестлинге под псевдонимом Рокки Майвиа, скрестив в нем имя отца и девичью фамилию мамы. Сперва обаятельный и харизматичный Джонсом отыгрывал на сцене роль фейса — положительного героя, протагониста, которому симпатизирует публика. В этой ипостаси запускали свои карьеры многие звезды рестлинга — например, недавно скончавшийся Халк Хоган.
Через год положительный образ сценического персонажа приелся зрителям — им все больше нравился «злодей» Стив Остин по прозвищу «Ледяная глыба». На фоне его противостояния с Джонсоном последнему приходилось слышать от освистывающей его публики крики «Умри, Рокки, умри» и «Рокки — отстой». Тогда же Дуэйн становится хилом — подчеркнутым антигероем ринга, — и появляется его новое альтер-эго «Скала». Его узнаваемой фишкой стало обращение о себе в третьем лице, начинавшееся со слов «Скала говорит…». На фоне постоянного противостояния с Остином карьера Джонсона пошла в гору — публика обожала утрированное соперничество рестлеров, демонстративно враждующих на ринге и за его пределами. К концу десятилетия Джонсон не просто заметный спортсмен и шоумен, но и сумел подобрался максимально близко к заветному чемпионству.
Голливуд обращает внимание на рестлеров
Джонсон — отнюдь не первый человек, сумевший проложить мостик между рестлингом и актерской карьерой. До него это удавалось, например, уже упомянутому Халку Хогану. Но он первый, у кого получилось это сделать настолько удачно во всех смыслах: с точки зрения медийности своего образа, успешности и дороговизны выбираемых проектов, и конечно, заработанном на них состоянии.
В начале нулевых во время перерыва в рестлинге Джонсон переключился на Голливуд. В 2001-м он снялся в роли второго плана в боевике «Мумия возвращается», а спустя два года уже исполнил центральную роль в приквеле франшизы «Царе скорпионов». За эту работу он получил $5,5 млн, что обеспечило Джонсону попадание в Книгу рекордов Гиннесса в категории «Самый высокий гонорар за впервые сыгранную лидирующую роль в фильме». Картина с бюджетом $60 млн заработала в мировом прокате в три раза больше — почти $180 млн. Стало очевидно, что Джонсон не просто органичен на экране, но может стать настоящей звездой, способной приносить индустрии большие деньги.
В том же 2003-м на экраны вышли «Сокровища Амазонки»: на этот раз гонорар актера составил уже $12,5 млн. Следующий фильм — «Широко шагая» — обогатил его банковский счет еще на $15 млн. В это же время Джонсон экспериментирует с амплуа: снялся в спортивной драме «Второй шанс», и в семейных комедиях «План игры» и «Зубная фея». Последние эксплуатировали узнаваемый образ Джонсона — громилы с очаровательной улыбкой и детской готовностью подурачиться в комедийной роли.
На этом же контрасте продолжится его дальнейшая кинокарьера: Дуэйн будет не всегда удачно, но умело балансировать между маскулинным кино («Форсажи», «Кровь и потом: Анаболики», «Разлом Сан-Андреас») и проектами для семейного просмотра, допускающих к экранам самую юную аудиторию (анимационная «Моана», приключенческие «Путешествие 2: Таинственный остров» и «Джуманджи: Зов джунглей», а также комедийные «Полтора шпиона» и «Главный герой»).
Параллельно Джонсон не забывает отдавать дань уважения своему спортивному прошлому во всем его разнообразии. Снялся в отличном сериале «Футболисты» — проекте о неприглядном закулисье НФЛ, к которой Джонсон на заре карьеры имел прямое отношение. Сыграл самого себя в биографичном драмеди «Борьба с моей семьей» про семейство рестлеров.
А в 2021 году ситуация с экранным образом Джонсона и вовсе достигла мета уровня — вышел сериал «Молодой Скала», уверенно продержавшийся в эфире три сезона. Дуэйн из исполнителя чужих ролей буквально превратился в героя собственного киноромана — его персональная история оказалась интересней и успешней любой сыгранной им роли. К этому моменту Джонсон уже несколько раз признавался самым высокооплачиваемым актером Голливуда и сумел построить сторонний бизнес в фитнес-сфере совместно с крупным брендом Under Armour. За неполное тридцатилетие карьеры он прошел впечатляющий путь от неудавшегося игрока в американский футбол до звездного рестлера и актера-мультимиллионера. Та самая реальная история исполнения американской мечты, которая нравится зрителям больше любого вымышленного сюжета.
Новая глава
После череды дорогих блокбастеров («Черный Адам», «Миссия: Красный») и накануне готовящихся сиквелов «Зверополиса», «Джуманджи» и очередного «Форсажа» Джонсон сделал шаг в сторону — попробовал себя в по-настоящему драматической роли. В венецианской «Крушащей машине» Бенни Сэфди (картина выиграла режиссерскую награду фестиваля и заставила заговорить о возможной оскаровской номинации для Джонсона) он сыграл Марка Керра — чемпиона в вольной борьбе и одного из пионеров UFC. Карьера Керра была стремительной, но недолгой — во многом ее оборвала губительная зависимость бойца от тяжелых обезболивающих.
С одной стороны Джонсон в этой роли максимально органичен — он знает про путь героя все, а многое из пережитого им кажется до боли знакомым и понятным. Но вместе с тем эта работа представила его в совершенно новом свете — сделала уязвимым и ранимым, вынудив выложиться на тысячу процентов. Актер со сложной ролью справился — вопреки режиссерской награде Венецианского кинофестиваля, «Крушащая машина» во многом держится на артистизме Скалы, который здесь играет как в последний раз. Прочащие ему номинацию на «Оскар» и другие весомые кинонаграды критики не преувеличивают — подобное развитие событий кажется более чем справедливым.
Дуэйн Джонсон не просто несокрушим, десятилетиями оправдывая свое сценическое прозвище. Он уже давно превратился в рукотворный миф про человека, прошедшего сложный и ухабистый путь к заветному успеху. При этом его медийный образ кажется искренним и честным, что особенно роднит его с сыгранным Марком Керром. Тот тоже оказывался хрупким и обаятельным добряком, спрятанным за горой мышц.
От своих мышц Джонсон, кстати, на шестом десятке избавился. На премьере в Венеции он появился сильно похудевшим и сбросившим внушительную часть мышечной массы. И пока одни критиковали его за смену привычного имиджа, другие восхитились решением актера и спортсмена перестать испытывать свое тело на прочность и просто быть счастливым. С последним навыком у Джонсона, кажется, никогда не было проблем — как бы сильно судьба не размахивала тяжелыми кулаками.