Вот и подходит к концу обзор сухопутных и морских баталий гражданской войны в США, который я веду в своем блоге на протяжении четырех с половиной лет. Сегодня — 160-я годовщина последнего из этих сражений, которое закончилось капитуляцией основных сил Конфедерации южных штатов во главе с их главкомом, генералом Робертом Ли.
Это был окончательный военный крах сепаратистов, а за ним вскоре последовал и политический. Просуществовав с начала 1861-го по весну 1865 года рабовладельческая Конфедерация, за которую больше некому было сражаться, прекратила свое существование, а остатки ее территории были оккупированы федеральными войсками. Но этому предшствовала битва при Аппоматтоксе, о которой пойдет речь.
Как я уже писал, после падения Ричмонда Ли и около 40 тысяч его бойцов отступали на запад, в Северную Каролину. 6 апреля арьергард этой армии был отрезан и разгромлен в битве у Литтл Сэйлорс Крик, после чего у Ли осталось примерно 30 тысяч солдат и офицеров. За ними по пятам с северо-востока шли 2-й и 6-й армейские корпуса федералов под командованием генералов Райта и Хэмфриса, а на юго-западе, в районе поселка с индейским названием Аппоматтокс, путь им преградили 5-й корпус генерала Гриффина, 24-й корпус генерала Гиббона и армия генерала Шеридана в составе двух кавалерийских дивизий. Численность федеральных войск под общим командованием генерала Улисса Гранта достигала 150 тысяч человек.
Утром 9 апреля Ли предпринял отчаянную попытку прорвать заслон, несмотря на то что численность противостоящих ему сил Гриффина, Гиббона и Шеридана составляла более 63 тысяч человек, то есть, они в два с лишним раза превосходили армию Юга. К тому же, войска Ли не имели артиллерии и испытывали острую нехватку патронов.
Тем не менее, им удалось в отчаянной штыковой атаке потеснить кавалерию Шеридана, но прорвать вражеский строй на всю глубину они не смогли. Слишком велико было численное превосходство неприятеля. Вскоре атака захлебнулась, а тем временем к федералам непрерывно подходили подкрепления. Одновременно с тыла быстро приближались корпуса Хэмфриса и Райта, отрезая сепаратистам пути отхода.
Поняв, что шансов нет, Ли принял свое последнее решение в должности главнокомандующего вооруженных сил Конфедерации. Он отправил к Гранту парламентера с предложением немедленно вступить в переговоры о капитуляции, хотя и заявил своей свите, что предпочел бы вместо этого "умереть тысячу раз". Однако не умер, а в тот же вечер встретился с Грантом в особняке некоего Маклина и сдал свою армию, в которой к тому моменту оставалось 28 386 человек, именно столько пленных насчитали федералы.
В бою у Аппоматтокса погибли 194 южанина, чья смерть была уже абсолютно бессмысленной, а 305 — получили ранения. Северяне потеряли 164 человека без разбивки на убитых и раненых.
В дополнение надо сказать, что условия капитуляции, на которые согласился Грант, были удивительно мягкими. Всех пленных сепаратистов после сдачи оружия и знамен немедленно распустили по домам под честное слово более не воевать против США. При этом офицерам даже оставили лошадей, револьверы и сабли. Кроме того, Грант гарантировал пленникам отсутствие какого-либо наказания за измену Соединенным Штатам и вооруженный мятеж.
"Отныне мы все — американцы" благодушно заявил генерал, запретив своим солдатам праздновать победу в гражданской войне. Эта ультрагуманность к побежденным мятежникам гарантировала ему голоса не только северян, но и южан на президентских выборах 1868 года, которые Грант триумфально выиграл, намного опередив своего соперника Горацио Сеймура. Однако это уже другая история.
На заставке — генерал Ли подписывает капитуляцию своей армии. Справа в окружении офицеров федеральной армии за ним наблюдает генерал Грант.


Особняк Маклина, в котором была подписана капитуляция армии Ли.

Южане после капитуляции сдают оружие и знамена.

Современный вид комнаты, в которой была подписана капитуляция. Ли сидел слева за столом с мраморной столешницей, а Грант — справа за овальным деревянным столиком. Впрочем, все это лишь реконструкция, так как подлинная обстановка не сохранилась.