Истоки тропа
Команда, состоящая из нескольких парней и только одной девушки, — распространенное явление преимущественно в фантастических и приключенческих книгах, фильмах и сериалах. Казалось бы, наличие яркого и, как правило, сильного женского персонажа — уже неплохо для жанров, в которых долгое время преобладали герои-мужчины. Однако появление единственной женщины в мужском коллективе чаще всего обусловлено не желанием авторов преодолеть гендерные стереотипы в литературе и в кино, а патриархальной оптикой.
В то время как мужчин в команде объединяет любовь к приключениям и борьбе за общие идеалы, единственная роль женщины заключается в том, чтобы доказать, что она просто заслуживает быть среди отважных героев. Такая героиня сталкивается с дополнительными трудностями, обусловленными ее полом, и в какой-то момент становится любовным интересом одного или сразу нескольких соратников. Это явление в поп-культуре называют «принципом Смурфетты».
Специальный термин придумала американская эссеистка и критик Ката Поллитт, которая в своей статье 1991 года для The New York Times описала феномен так: «Среди группы приятелей-мужчин выделяется одинокая и стереотипно определяемая женщина». Автор привела разные примеры «принципа Смурфетты» в произведениях для детской аудитории. Поллитт пишет о том, что единственный женский персонаж в «Винни-Пухе», самка кенгуру Кенга, просто выполняет роль матери (российские читатели могут вспомнить еще и Сову, но в оригинале этот персонаж мужского пола — Филин), а Эйприл в «Черепашках-ниндзя» выступает как «девочка на побегушках для квартета мужчин-супергероев». «Посыл ясен. Мальчики — это норма, девочки — вариация; мальчики — центр, девочки — периферия; мальчики — личности, девочки — типажи. Мальчики определяют группу, ее историю и ее систему ценностей. Девочки существуют только в связи с мальчиками», — пишет Поллитт.
Героиня, чьим именем стал называться принцип, дебютировала в 1966 году в комиксах про гномиков-смурфов, придуманных бельгийским художником Пьером Кюллифором. Изначально появление Смурфетты было связано с коварным планом темного мага Гаргамеля: заклятый враг смурфов воспользовался тем, что в их деревне живут только мужчины, и создал девчачью версию смурфа «с большим носом и растрепанными волосами». Задача героини состояла в том, чтобы шпионить и вносить разлад в мужской коллектив. «Складывается впечатление, что она сеет раздор, используя свои женские уловки. И это, конечно же, интерпретация истории из Книги Бытия — что ее природная женская натура должна вызывать ревность», — объясняет «принцип Смурфетты» профессор философии Городского университета Нью-Йорка Линда Мартин Алькофф.
Однако девочка-гном настолько прониклась командным духом смурфов, что сама захотела стать настоящей, как они. Папа Смурф (главный в деревне) произнес заклинание и явил мужскому коллективу очаровательную блондинку Смурфетту. В комиксах единственная в своем роде героиня в основном вела себя стереотипно женственно: расчесывала волосы, смотрелась в зеркало, собирала цветы и играла чувствами поклонников. В мультсериале «Смурфики» (1981–1990 годы) проблематичная с феминистской точки зрения героиня приобрела некоторый авторитет в коллективе: в экстремальных ситуациях именно Смурфетта всегда предлагала четкий план действий. В итоге в мультфильме «Смурфики: Затерянная деревня» (2017 год) она покинула дом и обрела себя в сообществе женщин-смурфов.
Известные «Смурфетты» и эволюция тропа
«Принцип Смурфетты» прочно укоренился в поп-культуре и долгое время не считался проблемой. Особенно он распространен в фантастике и супергеройских блокбастерах. В оригинальной трилогии «Звездных войн» (1977–1983 годы) Джорджа Лукаса принцесса Лея была единственной женщиной в чисто мужском коллективе. Героиня, примкнувшая к Сопротивлению, постоянно оказывалась «девой в беде» и была объектом романтического интереса Хана Соло.
В 2000-х «принцип Смурфетты» часто проявлял себя в развлекательном кино, но уже допускал превращения героинь в лидеров. Так, во франшизе «Пираты Карибского моря» (2003–2017 годы) губернаторская дочь Элизабет Суонн (Кира Найтли) со временем стала опасной пираткой, а затем и капитаншей целой флотилии. Во франшизе «Гарри Поттер» (2001–2011 годы) Гермиона (Эмма Уотсон) получила развитие как сильная и независимая волшебница, без которой главный герой не справился бы с выпавшими на его долю испытаниями. А кроме того, в фильмах франшизы появляются и другие интересные и многогранные героини, за арками которых интересно наблюдать.
Зато ярким воплощением тропа стала женщина-повар Колетт Тату в мультфильме «Рататуй» (2007 год) — единственная женщина в коллективе ресторана «Гюсто», сильная и волевая. Ее роль в итоге свелась к обучению будущего шефа Альфредо и романтическим отношениям с ним.
Пока в «Начале» (2010 год) Кристофера Нолана студентка-архитектор Ариадна выполняла важную миссию (создала лабиринт, необходимый для работы всей команды), шпионка Наташа Романофф в «Мстителях» (2012 год) оставалась «украшением коллектива» супергероев. Как и Чудо-женщина (Галь Гадот) в «Лиге справедливости» (2017 год). В подростковой антиутопии «Бегущий в лабиринте» (2014 год) единственная девушка Тереза сеяла смуту в группе парней и вдохновляла главного героя Томаса, а в первых сезонах «Теории большого взрыва» (2007–2019 годы) официантка Пенни, мечтающая о карьере актрисы, была романтическим увлечением физика Леонарда.
Стремление к новым героиням на экране
Некоторые популярные фильмы и кинофраншизы, показывая единственную женщину в мужском коллективе, стремятся наделить ее сложным характером и сделать двигателем сюжета. Такова уже упоминавшаяся Чудо-женщина в одноименном фильме 2017 года или Одиннадцать (Милли Бобби Браун) из сериала «Очень странные дела» (2016–...). Но профессор философии Городского университета Нью-Йорка Линда Мартин Алькофф считает, что для достижения гендерного баланса в репрезентации какого-либо коллектива на экране недостаточно изменения характера единственной героини среди мужчин. «Я бы сказала, что [режиссерам и сценаристам] нужно более реалистично изобразить любое игровое сообщество. Тогда они смогут показать и хорошие, и плохие, но разнообразные женские характеристики», — объясняет она. При этом в 2018 году Институт Джины Дэвис выяснил, что только «в 10% всех фильмов актерский состав сбалансирован по половому признаку».
Феминистка и блогер Анита Саркисян также призывает включать в фильмы больше женских персонажей, проверять сценарии с помощью теста Бекдел-Уоллес (он считается успешно пройденным, если две героини разговаривают о чем-то, кроме мужчин) и собирать актерские составы, в которых преобладают женщины. Такая гендерная инверсия действительно нередко становится феминистским ответом на «принцип Смурфетты». У «Охотников за привидениями» 2016 года был почти полностью женский состав за исключением секретаря Кевина, а в 2018 году вышли «8 подруг Оушена», ставшие ответом «Одиннадцати друзьям Оушена».
В 2020-х за преодоление «принципа Смурфетты» в основном отвечает супергеройское кино, которое долго поддерживало этот троп. В сериале «Пацаны» (2019–...) в противостоящих друг другу коллективах есть нескольких женщин с тщательно прописанными характерами и собственными сюжетными линиями. Героини сатирического шоу представлены неоднозначными и многогранными. Из супергероинь они становятся злодейками и наоборот, проявляют женскую солидарность, совершают ошибки и умеют действовать из собственных интересов. В «Отряде самоубийц: Миссия навылет» (2021 год) в коллектив суперзлодеев «записываются» сразу две женщины — Харли Куинн (Марго Робби) и Крысолов 2. У каждой из них своя история: травмированная прошлыми отношениями Харли вновь доверяется «не тому мужчине», а девушка-крысолов, пережившая смерть отца, спасает всю команду.
Проекты, которые когда-то пренебрегали женскими персонажами, сегодня проводят «работу над ошибками». Новая трилогия «Звездных войн» (2015–2019 годы) сделала главной героиней женщину-джедая, а принцессу Лею превратила во влиятельного политика. В четвертом сезоне «Очень странных дел» одну из главных загадок — о происхождении главного антагониста — разгадывают объединившиеся девушки-антиподы Нэнси и Робин. В блокбастере Marvel «Черная вдова» (2021 год) представлена семейная команда, в которой супершпионка Наташа Романофф (Скарлетт Йоханссон) сближается со своей сестрой Еленой Беловой (Флоренс Пью): героини, разлученные в детстве, вместе прорабатывают свои травмы и ведут миссию.
Постепенно взгляд на женских персонажей меняется, и героини с собственными историями перестают быть исключением из правил в фильмах и сериалах о командах единомышленников.