Фестиваль «Пять вечеров» — один из самых ожидаемых проектов Союза композиторов России — интеллектуальный и художественный салон, где главными героями становятся музыка и ее творцы, которые всегда присутствуют в залах вместе со зрителями. Название точно отражает суть: пять тематических концертов, пять ламповых вечеров, посвященных разным граням современного академического музыкального искусства. Мероприятие реализуется при поддержке Министерства культуры России.
 Организаторы смотра говорят, что фестиваль молодеет и в новой академической музыке все больше 30–40‑летних энергичных композиторов с большим желанием писать и слышать свои сочинения на сцене: «Композиторские лаборатории, практикумы, специальные программы множатся как грибы после дождя, появляются новые коллективы. Сочиняется очень много музыки, которая быстро выходит к слушателям, — и фестиваль живо реагирует на этот процесс. На первых «Пяти вечерах» звучало немало сочинений ХХ века, но с каждым годом сет-лист все теснее привязывается к нашим дням. При этом фестиваль хранит свои родовые черты: открытость всем направлениям, толерантность и эклектизм. На этом пиру, как у Пушкина, «всем вольный вход, все гости дорогие». И тем, кому дорога связь с традицией, и тем, кто живет с совершенно новым ощущением музыкального языка, пространства, форматов». 
 Немного статистики: в программе седьмого фестиваля прозвучала музыка композиторов из 15 городов, причем женская часть почти сравнялась с мужской (17 против 18). Самому старшему композитору 76 лет, самым молодым сочинителям — по 25. «Пять вечеров» собирают вместе композиторов, музыковедов, выдающихся исполнителей-виртуозов и, конечно, самую искушенную и благодарную публику. После концертов часто проходят обсуждения, где можно лично пообщаться с авторами. В мероприятии принимают участие как признанные мэтры, чьи имена известны далеко за пределами России, так и молодые, но уже заявившие о себе авторы. Это создает преемственность поколений и дает панорамный взгляд на российскую композиторскую школу во всем ее многообразии — от продолжателей традиций до радикальных новаторов.
Георгий Фёдоров, Анастасия Дружинина, Динис Курбанов, Анатолий Королёв, Юрий Каспаров, Игорь Яковенко, Ольга Бочихина, Евгения Долгова, Варвара Чуракова, Лукас Сухарев, Анна Кузьмина, Евгения Бриль, Иван Наборщиков, Алексей Павлючук, Вера Иванова, Наталья Прокопенко, Андрей Бесогонов, Тамара Егорова, Екатерина Хмелевская, Елена Шипова, Сергей Попов, Дарья Мараева, Григорий Зайцев, Анастасия Сало, Олеся Евстратова, Андрей Бызов, Эльмир Низамов, Ольга Иванова, Алина Подзорова, Игорь Жоховский, Никита Широков, Сергей Зятьков, Эдуард Кипрский, Настасья Хрущёва, Риад Маммадов — вот имена композиторов, представивших на фестивале свое творчество. 
 Состоялись и две мировые премьеры. Одна – «Застольная месса» для вокального ансамбля Игоря Яковенко (исполнены были три части). Произведение написано по рассказу Чехова «Сирена», всего в нем восемь частей: Vodochka, Seledka, Kulebyaka, Agnus Dei, Schi (Sanctus), Zharkoe (Credo), Zapekanochka (Gloria), Sigarka (Kyrie eleison). Вторая – Jardins sous la pluie для фортепиано Риада Маммадова. Родившийся и выросший в Баку, сегодня он выступает амбассадором национальной культуры, развивая мугамную традицию, жанры мугам‑ контемпорари и джаз‑мугам. Название пьесы Jardins sous la pluie отсылает к одноименной прелюдии Клода Дебюсси.
 В рамках смотра зрители познакомились также с музыкой, написанной в лаборатории «Композиторские читки». 
 «Я не буду говорить о том, что новая музыка требует какой-то особенной работы от исполнителей, потому что это, наверное, было бы несправедливо по отношению к тем, кто играет классические репертуары. Но, безусловно, то, что сочинения современных авторов часто ставят перед исполнителями задачи со звездочкой. И решение этих задач часто превращается в отдельный процесс, сложный, но увлекательный. Процесс, который, как правило, остается за пределом нашего видения. Мы видим только результат, которым восхищаемся или не восхищаемся. Но процесс действительно очень интересный и часто важный для понимания этого самого нового сочинения. И мне кажется, во многом, осознавая эту мысль, Союз композиторов и проводит лабораторию «Композиторские читки». В рамках этой лаборатории исполнители работают вместе с композиторами, композиторы — с исполнителями, и за этим процессом могут наблюдать все желающие. Вот эта творческая кухня становится достоянием всех интересующихся благодаря в том числе прямым трансляциям репетиций», — рассказала на одном из вечеров фестиваля Наталия Сурнина – музыковед, лектор, музыкальный журналист, ведущая концертов.
 В этом году камерная музыка звучала в Концертном зале имени П.И. Чайковского, Рахманиновском зале Московской консерватории, Камерном зале Московской филармонии, Малом зале Зарядья и ДК «Рассвет».
 Исполнили произведения современных композиторов:
- Ансамбль «Студия новой музыки», основанный в 1993 году в Московской консерватории композитором Владимиром Тарнопольским, дирижером Игорем Дроновым и музыковедом Александром Соколовым;
- Вокальный ансамбль INTRADA, созданный в 2006 году выпускницей Московской консерватории Екатериной Антоненко, которая сегодня является художественным руководителем и главным дирижером ансамбля;
- Вокальный ансамбль N’CAGED, появившийся в 2013 году благодаря певице Арине Зверевой (участники: Арина Зверева, Ольга Россини, Сергей Малинин, Илья Лаптев);
- Вокальное трио NOĒSIS, организованное в 2023 году выпускницей Академии хорового искусства имени В.С. Попова, солисткой театра голоса «Ла Гол» Екатериной Палагиной;
- Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Л.Г. Зыкиной, созданный в 1977 году по инициативе народной артистки СССР, певицы Людмилы Зыкиной, (художественный руководитель и дирижер — заслуженный артист РФ Дмитрий Дмитриенко);
- Дуэт LEIVO в составе Елены Магницкой (кантеле) и Дениса Козлова (флейта) — выпускников Петрозаводской консерватории имени А.К. Глазунова;
- Квартет «Солисты Москвы», сформированный внутри одноименного Камерного ансамбля под управлением народного артиста СССР Юрия Башмета, (в составе квартета: скрипачи Кирилл Кравцов и Михаил Фейман, альтист Андрей Усов и заслуженный артист России, виолончелист Алексей Найдёнов);
- Московский государственный академический симфонический оркестр, основанный в 1943 году (художественный руководитель — Иван Никифорчин);
- Трио имени М.Л. Таривердиева, сложившееся в стенах Московской консерватории имени П.И. Чайковского (участники: пианист Александр Широков, скрипачка Анастасия Кускашёва, виолончелистка Екатерина Семёнова);
- OPENSOUNDORCHESTRA, созданный в 2018 году скрипачом и дирижером Станиславом Малышевым совместно с виолончелисткой Ольгой Калиновой.
В эпоху, когда классическое искусство часто пытаются адаптировать под массовый вкус, «Пять вечеров» смело и уверенно заявляет: серьезная музыка не нуждается в упрощении. Она требует диалога, внимания и открытости. И каждый год в течение пяти вечеров этот диалог между композитором, исполнителем и слушателем происходит вновь, подтверждая непреходящую ценность и жизнеспособность нового российского музыкального искусства.
На фото: момент исполнения ансамблем INTRADA звуковой картины для смешанного хора и объектов по мотивам текстов Н.Гумилева и В.Хлебникова «Трамвай» Ольги Бочихиной (фотограф Анна Керимова, источник vk.com/zhalninvlad)
 
    