Сны Татьяны Лариной и эмоции Анны Карениной: о чем ставят спектакли женщины-режиссеры

Сны Татьяны Лариной и эмоции Анны Карениной: о чем ставят спектакли женщины-режиссеры - актуальные новости по теме Forbes woman на Toplenta

Российский театр переживает времена перемен: слияния, поглощения и перестановки худруков продолжаются и в наступившем сезоне. Спланировать что-либо на сезон вперед сложно: могут внезапно отмениться и премьеры, и гастроли. Спектакль может стать поводом для уголовного преследования, как в деле Жени Беркович и Светланы Петрийчук (обе включены Росфинмониторингом в перечень причастных к экстремизму и терроризму), получивших срок за постановку, отмеченную «Золотой маской». 

Меняются и сами спектакли: они все чаще требуют личного участия зрителя — будь то форум-театр или променад. Стираются границы между танцем, драмой и исполнением музыкального произведения. Еще одна отчетливая тенденция — в общем хоре становятся все более заметными женские голоса.

DR

Екатерина Половцева

У Екатерины Половцевой редкая способность соединять людей — почти каждый спектакль оставляет ощущение, что его готовила команда единомышленников, которые даже не думают, а дышат в унисон. Это можно сказать и про «Белый пароход» по Чингизу Айтматову, который можно поймать в Москве в крошечном пространстве KukLab на Смоленской, и про «Володю» в театре «Среда 21», и про «Мизантроп и я» в РАМТе. Для этого спектакля Половцева придумала очень интересную форму — на глазах у зрителя идет подготовка к киносъемкам, вся кухня съемочного процесса открыта, актеры переодеваются и гримируются, перебрасываясь репликами, сплетничают, плетут интриги. В общем, все как в жизни, но намного увлекательней. Этот спектакль можно рекомендовать абсолютно всем — удовольствие гарантировано.. Сейчас режиссер выпускает спектакль для проекта «Наивно? Очень!», в котором работают опять же единомышленники. Проект был создан актрисой РАМТа Нелли Уваровой в 2010 году для поддержки людей с особенностями развития. Для Екатерины Половцевой спектакль по стихам Светы Сказневой, пациентки закрытого ПНИ, которой удалось выбраться оттуда с помощью нескольких неравнодушных людей, больше чем благотворительность: это возможность сделать мир чуть лучше.. Еще один замысел пока не имеет площадки, но главный герой у него есть — это обэриут Даниил Хармс. «Судьба художника, не согласного с тем, что происходит вокруг и доказывающего не только своим творчеством, но и своей жизнью существование альтернативной реальности, — сегодня все это очень актуально, — напоминает Половцева, — и мне хочется об этом говорить».. Что можно посмотреть прямо сейчас:. «Лысая певица» по пьесе Эжена Ионеско, РАМТ, 7 ноября, 3, 4, 9 декабря;. «Мизантроп и я» по пьесе Мольера, РАМТ, 2 и 16 ноября;. «Володя» по Чехову, «Среда 21», 21 октября, 14 ноября;. «Белый пароход», театральная лаборатория KukLab, 14 ноября.

Галина Зальцман
DR

Галина Зальцман

У Галины Зальцман три театральных образования; она шутит, что просто любит учиться: «Конечно, это забавно, что я училась в ГИТИСе, Школе-студии МХАТ и Щуке. Но каждый из этих вузов дал мне разный опыт». Традиции разных школ отражаются в ее спектаклях: иногда, если не заглядывать в программку, и не догадаешься, что их поставил один и тот же режиссер. В РАМТе идет «Волна» Тодда Штрассера — про смелый эксперимент в одной американской школе, где учитель хотел показать ученикам, как возник нацизм в Германии, и в короткое время создал из школьников фашистскую организацию. На Камерной сцене Театра имени Вахтангова — «Сто бед» по мотивам произведений Эмиля Кустурицы. В этом спектакле соединяются театр, кино и эстрада и много балканской музыки. В Театре Наций — «Молодость» по фильму режиссера, актера и продюсера Фэн Сяогана, которого называют «китайским Спилбергом». Спектакль рассказывает о временах «культурной революции», и там тоже много музыки, потому что в центре сюжета — история патриотического танцевального коллектива.. Последние две работы, пожалуй, все-таки связаны между собой — они о том, что какими бы ни были времена, мы, люди, хотим жить и быть счастливыми. Об этом и «Старший сын» в театре имени Ленсовета — Галина Зальцман выпускает его в конце ноября. Для театра эта пьеса знаковая, в его истории два легендарных спектакля по пьесе Вампилова — один поставил в 1974 году Игорь Владимиров, второй, в 2001-м — Юрий Бутусов. . Для Галины Зальцман «Старший сын» — это разговор о праве на счастье. Она рассказывает эту историю от имени Сарафанова, человека, чью жизнь Великая Отечественная война разрезала на «до» и «после». Он мог стать большим музыкантом, но теперь он аутсайдер. «Мне кажется, что сарафановская история — про страстное желание поверить, что счастье возможно, — рассуждает Зальцман. — Жизнь не получилась, дети разъезжаются, и должно случиться чудо, чтобы все остались. Вот если бы приехал старший сын… и вдруг, как подарок, появляется этот блудный сын. Пусть он чужой человек, неважно, но он всех связал, все снова могут сидеть за одним столом, и жизнь будет продолжаться. «Старший сын» — это про надежду. Вопрос в том, сбудется она или нет?». Сразу после премьеры в Театре имени Ленсовета Зальцман начнет репетировать в БДТ «Человека, который принял свою жену за шляпу» Оливера Сакса, следующим станет «Костюмер» по пьесе британца Рональда Харвуда в Театре на Васильевском, и в конце сезона, весной, — «Пикник на обочине» братьев Стругацких в Театре имени Вахтангова. По этой повести снял своего «Сталкера» Андрей Тарковский. Три-четыре спектакля в сезон — для Галины Зальцман привычный ритм. Год назад она стала главным режиссером сцены Loft Театра на Васильевском, переименованной в «Стачку», поэтому надеется больше ставить в Петербурге, но от постановок в регионы не отказывается. «Я открыта к предложениям и какие-то поездки, конечно, у меня будут. Я без этого не могу, я вообще не понимаю, как можно жить в одном месте и ставить спектакли в одном театре. Я такого не пробовала», — говорит она.. Что можно посмотреть прямо сейчас:. «Волна», РАМТ, 20 и 25 ноября, 17, 19 и 25 декабря;. «Сто бед», театр Вахтангова, 18 и 26 октября, 19 и 27 ноября, 15 декабря;. «Молодость», новое пространство Театра Наций, 22 и 23 ноября.

Лиза Бондарь
Фото Вероника Кашуба

Лиза Бондарь

Лиза Бондарь по образованию режиссер музыкального театра, свою карьеру начинала с постановок произведений Доницетти, Моцарта, Перголези, Рахманинова, и теперь, работая в драме, продолжает мыслить оперными образами. «Я ставлю драму, но с большой долей музыкального театра», — говорит об этом Лиза. И речь идет не только о работе с композитором, а о звучании спектакля в целом. В «Макбете», который идет на сцене Театра Наций, все гремит и грохочет, звенят металлические листы и прутья, найденные при помощи композитора и собирателя нестандартных музыкальных инструментов Петра Айду. А мировосприятие героя, пережившего на войне контузию, передает его неровная, нечеткая, трудно дающаяся ему речь.. Спектакли Лизы Бондарь — не для тех, кто приходит в театр, чтобы отдохнуть. Зрителю придется пережить то, что чувствует герой спектакля. Например, нищий журналист, который лихорадочно ищет способ хотя бы немного заработать. Постоянный голод мешает ему писать и толкает на странные поступки. При этом «Голод» по роману Кнута Гамсуна с талантливым Сергеем Волковым в главной роли — спектакль скорее позитивный, в нем много юмора и комических ситуаций. . В ноябре в Москву привезут из Воронежа «Принца Гомбургского». В постановке Лизы Бондарь историческая драма Генриха фон Клейста стала остросовременной, режиссер здесь исследует общественный договор, его границы и смысл. В конце сезона в Театре на Таганке выйдет ее версия «Синей птицы» — метерлинковское путешествие детей в царство Ночи тоже, скорее всего, получит современное звучание. . В декабре в афише Театра Наций появится мокьюментари-детектив «История одной фотографии» — этот спектакль уже показывали в Москве в рамках фестиваля «Горький». Мокьюментари (от английского — mock) — это жанр игрового кино, имитирующего документальную съемку, но с вымышленными элементами, вплетенными в действие. В «Истории одной фотографии» вымышлен главный герой — фотограф Андрей Левицкий, всю жизнь мечтавший снимать Горького, и встретившийся с ним только один раз, на пароходе, отправляющемся в 1929 году на Соловки. История фотографа для Лизы Бондарь и ее соавтора Александра Плотникова — повод поразмышлять о непростой истории страны.. А вот какой будет гоголевская «Женитьба», которую Лиза Бондарь выбрала для постановки в Красноярском драмтеатре, еще не знает даже сама режиссер. «Я пока фантазирую, хочу рассказать эту историю от имени Агафьи Тихоновны, объяснить, почему ей не хочется и не нужно вступать в брак. Для меня эта история ассоциируется с моей собственной жизнью — я тоже когда-то не приходила в ЗАГС. Так что, возможно, это будет история про Агафью Тихоновну, а не про всех этих мужиков, которых ей навязали».. Что можно посмотреть прямо сейчас:. «Макбет», Театр Наций, 26 ноября;. «Голод», МХТ имени Чехова, 26 октября, 4 декабря;. «Пятая печать», МТЮЗ, 29 октября, 27 ноября, 21 декабря;

Анна Закусова
DR

Анна Закусова

Анна Закусова — режиссер и хореограф спектакля «Коридор Барто» независимого проекта «Дочери Сосо», вышедшего уже без участия его основательницы Жени Беркович. Закусова родилась в Петербурге, получила в Консерватории имени Римского-Корсакова классическое балетмейстерское образование, но ее всегда интересовали междисциплинарные проекты: «Потому что классический балет как будто не про меня. И я просто искала, как можно работать и говорить через тело». . «Коридор Барто» — это пластический спектакль-ритуал, в котором героиня должна пройти через все стадии горя, встречаясь с волшебными персонажами из детских страхов и снов. «Очень важный для меня проект, — говорит Анна. — Женя сама меня пригласила, хотя «Дочери Сосо» — это совсем не про танец, для них очень важно слово. Но почему бы не сделать балет? С нами его придумывала шальная композитор Оля Шайдуллина и фантастический художник Соня Матвеева. Идея была безумной изначально и так же репетировалась. Несколько раз менялся материал. А потом Женя говорит: «А давайте возьмем стихи Барто и поговорим про детское простое и потаенное». Ну так и получилось, это своего рода терапевтический спектакль про поиск голоса. Мы его очень трепетно делали и играем, каждый раз проходя новый путь». . Минувшим летом на фестивале «Толстой» в Ясной Поляне показывали пластический спектакль-променад Закусовой «Счастье». Режиссер решила представить зрителям лишь первую часть повести Толстого «Семейное счастье», в которой рассказывается о чувствах влюбленной девушки, и добавила фрагменты из романа «Анна Каренина», где тоже есть момент объяснения в любви. «Каренину», по признанию Анны, она хотела поставить еще в студенчестве, и вот сейчас наконец этот проект будет реализован — в Омской драме Закусова репетирует пластический спектакль, в котором стремится передать бурю чувств, охватывавшую героиню. «Мне кажется, она сама себя боялась, потому что чувствовала в себе спящий вулкан. Кто была Анна до замужества, мы можем только фантазировать и гадать. Но мне кажется, она была несчастна и заперта. И вот это ощущение мы передаем в сценографии», — объясняет Закусова. Режиссер уже сделала в Омской драме больше десяти спектаклей как хореограф, поэтому хорошо знает труппу. По форме это физический театр, все сцены, события и состояния героев будут иметь телесное отражение, но текст Толстого обязательно прозвучит. В Ясной Поляне Закусова поняла, что без него в истории Анны Карениной не обойтись. . Что можно посмотреть прямо сейчас:. «Черная пурга», Электротеатр Станиславский, 13 и 14 ноября;. «Коридор Барто», ДК «Расвет», 21 октября. 

Ася Князева
DR

Ася Князева

Ася Князева руководит театральной компанией «Вахтанговский практикум», которая объединяет выпускников ГИТИСа, Щуки и петербургского Института сценических искусств. Компания своего помещения не имеет и бродит по разным московским площадкам (сейчас ее спектакли идут в Музее Высоцкого). В афише «Практикума» несколько названий, в том числе «Мама, я блогер» по пьесе Александры Стрижевской, «Дневник писателя» по Достоевскому и «Чепуха» по стихам и переводам Маршака. Многие знают Маршака по его детским стихам, но «Чепуха» — спектакль не для детей, а для «уставших взрослых», его четыре героя — Чепухня, Чепухолог, Чепушинка и Чепуховед — придуманы почти как персонажи итальянской комедии масок.. К маскам у Аси особое отношение: перед тем как поступить на режиссерский факультет «Щуки», она прошла курс в миланской L'Accademia dei Filodrammatici («Академия Филодрамматичи»), изучала законы комедии дель арте и следует им в своих постановках. В прошлом сезоне в театре имени Вахтангова вышел ее «Пуф, или Ложь и истина», поставленный по пьесе французского драматурга Эжена Скриба, в которой речь идет об искусстве обмана. У нас эта комедия практически неизвестна: Ася ее нашла, сделала новую сценическую версию и пригласила на главные роли таких мастеров, как Евгений Князев и Владислав Демченко. Маски героям заменяют разнообразные пороки и комические черты, которые сконцентрированы так плотно, что превращаются в типаж.. Сейчас Ася Князева работает над спектаклем по трем новеллам Стефана Цвейга — «Страх», «Закат одного сердца» и «24 часа из жизни женщины». Общее название этой постановки — «Беззаботные», премьера в ноябре в Малом театре (сцена на Ордынке). Еще один спектакль, для «Вахтанговского практикума», пока находится на стадии создания инсценировки — Ася хочет объединить несколько глав из «Алисы в Зазеркалье» Льюиса Кэролла. Абсурд притягивает ее так же сильно, как маски.. Что можно посмотреть прямо сейчас:. «Пуф, или Ложь и истина», Театр имени Вахтангова, 16 и 31 декабря;. «Чепуха», Музей Владимира Высоцкого, 22 октября, 3 и 30 ноября, 26 декабря;. «Мама, я блогер», Музей Владимира Высоцкого, 15 ноября, 12 декабря.

Этель Иошпа
DR

Этель Иошпа

В этом году театр «Пух и прах», созданный Этель Иошпой, показывал на фестивале «Толстой» свой новый спектакль «Дом, который покинул Лев». Главный герой, возвышающийся над толпой, шел вдоль леса, повторяя собственным, толстовским голосом: «Так жить нельзя», а за ним бежали все, кто чувствовал себя покинутым: домочадцы с домашним скарбом, детскими кроватками и знаменитым кожаным диваном, на котором появлялись на свет все дети Толстых; яснополянские крестьяне, дети из открытой в усадьбе школы, герои толстовских романов, певцы и музыканты. Грандиозное шествие завершилось на закате: Толстой исчез в полях вместе с уходящим солнцем.. Местом рождения театра «Пух и прах» Этель Иошпа считает другое поместье, Михайловское. Три года назад ей как известному театральному художнику предложили сделать инсталляцию для Пушкинского фестиваля, и поскольку Этель десять лет проработала в Лаборатории Крымова в ШДИ и стояла у истоков ее возникновения, у нее получилась не инсталляция, а спектакль в жанре «театр художника».. «Оказалось, что мне жутко нравится вновь заниматься именно таким театром, — рассказывает Этель. — Придумывать спектакли мы стали с моей подругой Аленой Смирницкой (хореограф, много лет работала пластической актрисой в театре Васильева, где мы и познакомились), потом к нам присоединился Сережа Быстров, он окончил курс Каменьковича и Крымова как актер, и все начало развиваться».».. «Сон Татьяны» за эти три года побывал не только в Михайловском, но и в Ясной Поляне, и в Выборге, и в Тужах, и на «Архстоянии». «Наши спектакли мы каждый раз перепридумываем в зависимости от места, — говорит Этель.— В Выборге мы играли финальную сцену вокруг озера, и это воспринималось как Черная речка, где умирает Пушкин после дуэли с Медведем. А на «Архстоянии», так как тема фестиваля была «Игра в предсказания», 30 Татьян бродили по лесам и полям и гадали на цветах, появились кукушки и вороны, гадающие на судьбу, и, главное, спектакль оброс музыкой, написанной Петром Айду и Антоном Светличным.. Антон Светличный в прошлом году написал музыку для новогоднего спектакля «Море времени», который «Пух и прах» показывал в Доме культуры «ГЭС-2», это была настоящая новая опера для всех возрастов, где пели голуби, рыбы, оживали памятники, дома и все спасались от наводнения.. «У нас появился свой зритель. Это очень греет и кажется, что продолжать необходимо, — рассказывает Этель. — Такой жанр театра, как не странно, подходит нашему безумному времени. Это почти средневековый балаган и мистерия одновременно, где через ерунду, легкость, мусорную эстетику и безбашенный размах можно сказать что-то серьезное. Театр, который вовлекает зрителя и, надеюсь, несет дух свободы». . Поэтому «Пух и прах», в соответствии со своим названием, после окончания сезона фестивалей исчезает, но не рассыпается в прах, а ждет случая вновь появиться. В этом году его надо искать в Калининграде — театр позвали делать новогодний спектакль в новом филиале Третьяковской галереи. . Что можно посмотреть прямо сейчас: . «Фауст», сценограф Этель Иошпа, «Новая опера», 13 и 14 ноября.. «Терезин квартет», сценограф Этель Иошпа, Нижегородский театр оперы и балета, 27 и 29 ноября в Пакгаузах на Стрелке, 14 ноября — на сцене Александринского театра, Санкт-Петербург.. «Похищение из сераля», сценограф Этель Иошпа, Нижегородский театр оперы и балета, 4 и 5 декабря в Пакгаузах на Стрелке, 9 декабря — на сцене БДТ, Санкт-Петербург.

📌 Похожие новости

Харды и дерзость: какие качества помогают женщинам строить карьеру в IT и науке - похожая новость на Toplenta

Харды и дерзость: какие качества помогают женщинам строить карьеру в IT и науке

Согласно данным ЮНЕСКО на 2024 год, среди специалистов в естественных науках, технологии, инженерии...

30.10.2025 08:00
Разделить жизнь и ответственность: почему общество часто обвиняет в разводе женщину - похожая новость на Toplenta

Разделить жизнь и ответственность: почему общество часто обвиняет в разводе женщину

В 2024 году в России на десять бракосочетаний приходилось восемь разводов. По мнению респондентов...

29.10.2025 08:00
В Минздраве предложили ввести обязательное неинвазивное тестирование для беременных - похожая новость на Toplenta

В Минздраве предложили ввести обязательное неинвазивное тестирование для беременных

Министерство здравоохранения подготовило проект нового порядка ведения беременности, которым...

28.10.2025 15:19
Не молчи: как голос помогает женщинам пережить травму и вернуть опору - похожая новость на Toplenta

Не молчи: как голос помогает женщинам пережить травму и вернуть опору

Как связаны голос и психика Голос — больше, чем звук. «Каждый человек уникален — и его голос также...

23.10.2025 09:00
Ив и Ники Минаж: кто вошел в рейтинг лучших рэп-исполнительниц по версии Billboard - похожая новость на Toplenta

Ив и Ники Минаж: кто вошел в рейтинг лучших рэп-исполнительниц по версии Billboard

Getty Images Ники Минаж: написала песни, которые прослушали более 10 млн раз Урожденная Оника Таня...

11.04.2025 10:00
Дочери феи и дракона: как сестры Чынг собрали армию и освободили Древний Вьетнам - похожая новость на Toplenta

Дочери феи и дракона: как сестры Чынг собрали армию и освободили Древний Вьетнам

Сестры Чак и Ни Чынг — национальные героини Вьетнама, чьи имена носят районы, улицы и многие школы....

11.04.2025 08:00