Воспитатель Ня узнал у эксперта простые и интересные игры, которые помогут весело провести время и научить малыша говорить красиво, уверенно и выразительно.

Развитие речи играет огромную роль в формировании личности ребенка. Это не просто способ общаться — речь помогает мыслить, передавать эмоции и желания, понимать окружающих, выражать себя и познавать мир.
Через речь ребенок осваивает логические операции: анализирует, сравнивает, делает выводы, классифицирует предметы и явления. Так постепенно формируется мышление, развивается память, внимание, воображение и способность рассуждать.
Вот шесть простых способов, которые помогут родителям сделать речь малыша ярче и богаче:
1. Вместе рассматривать картинки и обсуждать, что на них изображено. Пусть ребенок описывает, кто и что делает.
2. Читать и пересказывать небольшие рассказы. Это тренирует память и умение выстраивать речь последовательно.
3. Эмоционально рассказывать истории. Дети любят подражать, и, слушая выразительную речь взрослых, они постепенно перенимают интонации, ритм и тембр.
4. Учить вместе с ребенком стихи, песни, частушки, потешки. Ритм и рифма помогают ребёнку запоминать слова и тренируют дикцию.
5. Побуждать описывать различные события и природные явления. Например: «Как сегодня выглядело небо?» или «Что ты видел по дороге в детский сад?».
6. Играть в речевые игры, благодаря которым малыш учится естественным путем, даже не замечая этого.
Игра «Волшебный мешочек»Прячем в любой непрозрачный контейнер (мешок, ящик, пакет) маленькие предметы. Это могут быть игрушки, столовые приборы, канцелярские принадлежности, расческа, зубная щетка и т.п. Предлагаем ребенку наощупь определить, что это за предмет, и вслух озвучить свои предположения. Здорово, если малыш также сможет дать объяснения: «Я думаю, что это расческа, потому что у нее есть зубья». Можно помочь ему вопросами: «Это мягкое? Большое? У него есть уши?»
Игра «Я знаю пять…»Встаем в круг, берем мяч, придумываем категорию, передаем мяч соседу, и он называет пять предметов из заданной категории. Называя каждое слово, ударяем мячом по полу.
Если игрок не справился или сбился, мяч переходит следующему игроку.
Игра «Что бывает таким?»Загадываем прилагательное – это может быть общая характеристика, цвет, размер. Для более сложного уровня можно выбрать не самый расхожий вариант, например, «упругий», «пластмассовый», «воспитанный» и т.д. Задача ребенка — подобрать как можно больше существительных к заданному прилагательному. Например: «Что бывает желтого цвета?» — «Желтое солнце», «желтый сыр», «желтая дыня».
Игра «Каким бывает сыр?»Это игра очень похожа на предыдущую, только теперь вместо существительных подбираем описательные прилагательные. Ребенок придумывает как можно больше прилагательных к заданному существительному. Например: «Какой бывает сыр?» — «Желтый», «твердый», «мягкий», «вкусный», «соленый», «рассыпчатый», «домашний», «пресный», «плавленый» и т.д.
Игра «Наоброт»Называем слово и просим ребенка сказать слово, противоположное по смыслу. Таким образом тренируем существительные, прилагательные, глаголы. Например, «холод – жара», «легкий-тяжелый», «открыли-закрыли».
Игра «Кто больше назовет?»В этой игре предлагаем поработать с глагольным запасом слов.
- Что делает самолет? — Гудит, летит, шумит, взлетает, приземляется.
- Что делает дождь? — Идет, капает, льет, стучит по крыше.
- Что делает медведь? – Рычит, лакомится медом, спит в берлоге, охотится.
- Что умеет собака? – Лаять, вилять хвостом, охранять, бегать, прыгать, визжать.
- Что мы делаем ножом? — Режем овощи, чистим картошку, рубим зелень, нарезаем колбасу, отрезаем кусок хлеба.
- Что мы делаем карандашом? — Рисуем, пишем, обводим, раскрашиваем, закрашиваем.
Начинаем предложение, просим ребенка закончить. Обращаем внимание на соблюдение причинно-следственных связей.
- На улице выпал снег, потому что…
- Птицы улетают, потому что…
- Мы идем в парк, потому что
- Выглянуло солнце и …
Перечисляем четыре предмета и просим назвать лишний, обосновав свой выбор.
Игра «Придумай загадку»Загадываем предмет по признакам: «Круглый, зелёный, вкусный — что это?» или «Большой, злой, коричневый, живет в лесу. Кто это?» Для соблюдения структуры загадки можно придумывать по схеме – цвет и размер предмета, что умеет делать, где живет, какую пользу приносит (или любая другая яркая характеристика – чем питается, что любить делать, как разговаривает и т.п.)
Невозможно развить речь только с помощью занятий в детском саду или развивающем центре. Огромный пласт работы происходит дома — в повседневном общении. Чем чаще родители разговаривают с ребенком, обсуждают с ним события дня, читают книги, задают вопросы, тем активнее обогащается его речь.
Статьи по теме:
- Подвижные игры на логику
- Рецепт пастилы из тыквы
- Что делать, если ребенок стал участником буллинга