А вместо сердца — сталинский мотор

А вместо сердца — сталинский мотор


Читающие этот журнал знают, что я — далеко не фанат товарища Сталина, но, как говорится, из песни слова не выкинешь: индустриализация Российской Империи произошла именно при нем и во многом — благодаря ему. Вопрос "какой ценой?" пока оставим за скобками.

Одной из наиболее сложных и высокотехнологичных отраслей промышленности, поднявшихся из зачаточного состояния в сталинский период истории, было авиационное двигателестроение, А вспомнил я о нем в связи с сегодняшней датой: 8 апреля 1932 года был запущен в серию двигатель М-34 (впоследствии — АМ-34) — первый мощный авиамотор, спроектированный и внедренный в массовое производство в России.

Как известно, до революции и в ранние годы большевизма практически все выпускавшиеся в нашей стране авиадвигатели были лицензионными или "пиратскими" копиями зарубежных образцов. В 1927 году начался выпуск первого авиамотора собственной разработки М-11, однако, его мощность составляла всего 110 лошадиных сил, поэтому он годился лишь для небольших легких самолетов. А М-34, спроектированный в КБ Александра Микулина, развивал 750 лошадиных сил и мог быть установлен на самолетах любых классов, вплоть до сверхтяжелых бомбардировщиков. В дальнейших модификациях мощность удалось повысить до 1050 л.с.

Вдобавок, М-34 отличался высокой надежностью, безотказностью и весьма солидным, по тем временам, рабочим ресурсом, что ставило его в один ряд с лучшими зарубежными аналогами. Это было первое крупное достижение российских двигателистов, позволившее установить несколько мировых рекордов дальности и продолжительности полета. Благодаря М-34 успешно завершились уникальные рейды экипажей Чкалова и Громова в США через Северный полюс. На этих же моторах летал крупнейший в мире самолет АНТ-20 "Максим Горький" и его дублер АНТ-20бис.

Кроме того, М-34 и АМ-34 ставили на бомбардировщики ТБ-3, ДБ-1 и ТБ-7 (Пе-8), многоцелевые самолеты Р-Z, летающие лодки МБР-2 и целый ряд других машин. Можно сказать, что предвоенное развитие советской авиации было в значительной мере обеспечено удачной конструкцией этого мотора. М-34 выпускался до 1939 года, всего построили свыше 10500 экземпляров.

А в дальнейшем на его базе были созданы моторы АМ-35 — "тяжелое сердце" истребителя МиГ-3 и АМ-38, построенный в количестве более 43000 штук и поднимавший в небо знаменитые "летающие танки" Ил-2. Но это уже другая история.

На заставке - двигатели АМ-34 на крыле гигантского шестимоторного авиалайнера АНТ-20бис.

h-6739.jpg
Чертеж первого варианта двигателя М-34/АМ-34 без редуктора и нагнетаталя.

01_stranitsa_120
Чертеж мотора М-34РНБ (облегченный, редукторный, с нагнетателем). Цветом выделена система смазки.

Вики-экскурсия_в_Центральный_дом_авиации_и_космонавтики_2021-04-19_(12).jpg
Частично препарированный для показа внутреннего устройства мотор М-34РН в экспозиции Центрального музея авиации и космонавтики. Слева виден центробежный приводной нагнетаталь, а справа — шестеренчатый понижающий редуктор.

035
Раскапотированный М-34Р на самолете ЦАГИ РД-2 в первоначальной конфигурации с выдвижным радиатором. .
rd-color-1.jpg
Окраска ЦАГИ РД-2 и АНТ-25.

P1000314
АНТ-25 в мемориальном музее В.П. Чкалова.

MBR-2_01
Первый прототип летающей лодки МБР-2 с мотором М-34.

MS-1_fig132
Силовая установка МБР-2 с мотором М-34Н (безредукторный  с нагнетателем).

Petlyakov_Pe-8_zpsdfb8e615
Двигатели АМ-34ФРНВ на первом экземпляре самолета ТБ-7 (Пе-8).
5