На днях мы рассказывали об эпизоде начала 1930-х годов, когда студенты Ленинградского института инженеров общественного питания возмутились нескончаемой практикой на фабрике-кухне. Тогда под обращением в адрес наркома Анастаса Микояна подписалось 16 человек.
Продолжаем рассказ о судьбе «профессора кулинарии» Николая Ковалева на фоне развития советской кухни. Напомню, это фрагменты из нашей с Ольгой Сюткиной будущей книги. Сегодня – продолжение:
В письме студенты изложили все свои проблемы и сомнения, тому ли их учат. Ну, действительно, так ли необходимо для будущих руководителей общепита заниматься разделкой лошадей в мясном цехе несколько дней в неделю? И это вместо лекций о высоком и чистом искусстве общественного питания? Сверкающей сталью кухонной технике и передовых технологиях?
Казалось бы, ну что там за письмо десятка студентов? Кто бы его сегодня вообще даже прочитал? Но это были действительно другие времена. Не прошло и пары недель, как от помощника наркома пришел ответ: Микоян планирует в ближайшее время посетить Ленинград и возможно побывает в вашем институте.
И действительно, через месяц с небольшим Ковалева с товарищами прямо с лекции вызвали в кабинет ректора. Там уже сидел Микоян. Вы можете сегодня представить себе министра, откликнувшегося на письмо безвестных студентов? А он приехал и начал задавать вопросы.
Вызвали всех шестнадцать человек, и Анастас Иванович долго с ними беседовал. Ни одного слова по поводу письма он не сказал. Но разговор пошел о том, что же такое общественное питание, какие перспективы его ждут в ближайшее время, какие нужны специалисты для отрасли. Микоян умел убеждать и говорить зажигательно. Он нарисовал такую картину будущего советского общепита, что не то, что молодые люди, сам ректор сидел, вдохновленный перспективами.
Ни один из студентов не рассказывал потом в подробностях, о чем говорили на встрече. Но ни один из них и не ушёл из института. Николай Ковалев же неожиданно обрел авторитет среди друзей. Отчего-то все даже стали считать его племянником Микояна. А уж по поводу письма наркому никто из начальства и не вспоминал.
Между тем, учеба в вузе выглядела, на сегодняшний взгляд, довольно странно. Не было тогда еще никаких разработанных годами программ, курсов лекций опытных преподавателей. Все создавалось с нуля. Кто-то слышал, что неплохо бы слушателям изучить физиологию питания. Это сегодня даже специалист задумается, чьи работы можно было бы рекомендовать для начального изучения. А тогда сомнений не было - академик Павлов!
Еще при Ленине Иван Петрович превратился в своего рода икону новой советской науки. Правительство не посмотрело на набожность ученого и его не совсем пролетарские взгляды, и уже в 1921 году СНК принял декрет о создании условий, обеспечивающих работу выдающегося специалиста. В 1925 году он возглавил Институт физиологии АН СССР, здание для которого построили в Колтушах под Ленинградом в 1932 году на базе существовавшей там биологической станции.
Именно туда и были направлены студенты-технологи. А собаки Павлова стали прекрасным пособием для изучения того, как усваивается пища, и почему она непременно должна быть вкусной и здоровой.
Правда неожиданно возникла одна проблема. В парке, где располагались лаборатории института и дом самого И.Павлова, находилась и небольшая церковь, которую опекал академик. И перво-наперво именно туда, на службу, он и отправил прибывших из города студентов.
Не забываем, что каждый из них был комсомольцем, атеистом, с жалостью и превосходством поглядывающим на старушек возле храмов. Не то, чтобы посещение церкви было наказуемым тогда. Но схлопотать комсомольский выговор за участие в пасхальной службе и освящение куличей можно было запросто. А тут - такое!
Вот только академик был неумолим. Хотя, надо отдать ему должное, нашел подходящие слова, не задевающие комсомольскую честь. “Вы час в дороге провели, толкались, ругались, - постойте в храме, успокойтесь, придите в себя, приведите мысли в порядок. Только после этого я вас к своим собачкам пущу”.
Против собачек, как аргумента, возразить было нечего. И учеба более или менее налаживалась. А на Невской фабрике-кухне к концу курса обучения Николай Ковалев стал бригадиром в заготовочном цехе.
***
Хотите узнать больше о старинных блюдах и продуктах? Тогда вам на наш сайт: Ольга и Павел Сюткины «Русская кухня».
Там же можно бесплатно читать или скачать наши книги.