Космос и деньги: как Гвинн Шотвелл руководит компанией SpaceX

Космос и деньги: как Гвинн Шотвелл руководит компанией SpaceX

Среди тех, кто впервые вошел в число миллиардеров по версии Forbes USA, — президент SpaceX Гвинн Шотвелл. По оценкам Forbes USA, основанным на данных о выплатах за привлечение инвесторов и выслугу лет, 61-летняя Шотвелл владеет 0,3% акций компании. В декабре стоимость компании достигла $350 млрд, и в настоящее время доля Шотвелл оценивается в $1,2 млрд. На фоне падения акций Tesla (с декабря 2024 года их стоимость снизилась на 40%) и увлечения Илона Маска аудитом госучреждений SpaceX сохраняет свои позиции.

В 2002 году Гвинн Шотвелл стала одной из первых сотрудниц компании, которая на тот момент не запустила еще ни одной ракеты. Незадолго до того она пережила развод, в одиночку воспитывала двоих детей и боялась остаться без стабильного дохода. Но все же рискнула и возглавила отдел продаж запусков еще не построенной ракеты Falcon. Как раз тогда Маск продал компанию PayPal и вложил вырученные $100 млн в SpaceX. Шотвелл  позвонила Маску и сказала: «Я просто *** [чертова] идиотка. Я возьмусь за эту работу». 

Шесть лет спустя она стала президентом и главным операционным директором SpaceX. А еще через два года заключила крупнейшую на тот момент в истории сделку по запуску коммерческой ракеты: контракт на $492 млн с Iridium, спутниковой коммуникационной компанией из Вирджинии.

Инженер с навыком продаж

Гвинн Шотвелл выросла в пригороде Чикаго. «Я помню, как в третьем классе я спросила маму: «Как работает двигатель?» И мама купила мне книгу», — рассказывала Шотвелл. Ее мать, художница, разглядела в дочери будущего инженера раньше, чем она сама. Гвинн в школе больше интересовалась чирлидингом, чем наукой и технологиями, хотя и была круглой отличницей.

Однажды мать отвела ее на конференцию Общества женщин-инженеров. «Это была панельная дискуссия инженеров всех мастей, — вспоминала позже Шотвелл. — Мне сразу понравилось то, что сказала инженер-механик. И у нее был красивый костюм, потрясающие туфли, и я подумала: «Решено. Я собираюсь стать инженером-механиком». Вот и все, вот так вот странно».

Она поступила в Северо-Западный университет и в 1988 году окончила его со степенью бакалавра по машиностроению. В ее группе из 36 человек было всего три девушки, но Шотвелл уверяет, что в университете никогда не сталкивалась с предвзятостью и стереотипами. А вот за его пределами — случалось: однажды летом она устроилась на оплачиваемую стажировку в компанию по проектированию систем отопления, но за три дня до выхода на работу получила звонок от будущего начальника. «Он сказал: «Ты девушка?» Я ответила: «Ну конечно, я девушка». Он сказал: «Ну, ты не сможешь выполнять эту работу. Тебе придется поднимать тяжести». Я сказала: «Я поднимаю тяжести. Я спортсменка», а он по сути сказал: «Тебе нельзя заниматься этой работой» и повесил трубку. Это было так вульгарно», — рассказывала Шотвелл.

После окончания учебы она некоторое время работала в автомобильной промышленности, а затем перешла в государственную Aerospace Corporation — аналитический центр, который проводит оценку и анализ космических программ. 

«Я проработала там 10 лет и увидела, что такое государственные программы и как они выполняются, — говорила позже Шотвелл. — В некоторых случаях они выполнялись прекрасно, но в других случаях наблюдались колоссальные потери. Я поняла, что хочу видеть космос с более широкой перспективы, а не только правительственный космос». 

В 1998 году небольшая частная аэрокосмическая компания Microcosm обратилась к ней с планами по созданию ракеты-носителя. Шотвелл руководила не только разработками, но и развитием бизнеса. «Чирлидеры становятся отличными продавцами», — говорит она.

Спустя несколько лет бывший коллега познакомил Шотвелл с Илоном Маском.

Выход на орбиту

Ее первоочередными задачами были поиск клиентов для первой ракеты SpaceX, Falcon 1, а также получение разрешений на запуск с авиабазы ​​Ванденберг (ныне космическая база Ванденберг). «Пока мы все усердно работали над проектированием... она открывала все двери, которые коммерческие компании считали одними из самых сложных, — приводит издание Los Angeles Times слова Тима Баззы, бывшего вице-президента SpaceX, который проработал в компании почти 12 лет. — Уже то, что коммерческая компания попала на авиабазу Ванденберг для первого пуска... было действительно важно. Это придало нашей работе какую-то достоверность, хотя мы еще ничего не сделали».

Но первые пуски оказались неудачными. Сначала их трижды откладывали из-за сбоев. Затем первый состоявшийся пуск в 2006 году закончился падением ракеты. «Очевидно, что это неудача, но это ненадолго», — таким был официальный комментарий Гвинн Шотвелл. Через год во время второго испытательного полета Falcon 1 не смогла достичь запланированной орбиты. Как и во время третьего, в 2008 году.

Четвертый пуск оказался успешным — Falcon 1 достигла орбиты. После этого Маск и Шотвелл отправились на встречу с представителями NASA. В том же году Шотвелл стала президентом SpaceX.

Компания заключила с NASA контракт на $1,6 млрд на доставку грузов на космическую станцию. «Заключение сделки с NASA было огромным событием… — вспоминала Шотвелл. — Из 22 заявок от компаний со всего мира выиграла наша».

Затем были контракты на доставку астронавтов на МКС. А в 2021 году SpaceX получила контракт NASA на доставку астронавтов на поверхность Луны в рамках программы «Артемида» (Artemis). На контракт также претендовала Blue Origin Джеффа Безоса и компания Dynetics, но в результате $2,89 млрд достались SpaceX. 

Партнерство между частной SpaceX и государственной NASA не всегда было простым. Los Angeles Times приводит слова Майкла Саффредини, который с 2005 по 2015 год был менеджером программы NASA по космической станции: «[Шотвелл] вмешалась в некоторые довольно сложные дискуссии, чтобы помочь командам увидеть точку зрения друг друга, а затем двигаться вперед». 

Запуски и скандалы

В 2021 году пятеро бывших сотрудников SpaceX рассказали о своем опыте работы в компании, заявив, что на рабочем месте существует культура сексуальных домогательств, а менеджеры и отдел кадров плохо справляются с жалобами. Бывшая инженер SpaveX Эшли Косак опубликовала эссе, в котором рассказала, как в течение нескольких лет постоянно сталкивалась с харассментом и была свидетелем того, как нежелательным ухаживаниям подвергались и другие женщин.

В 2024 году The Wall Street Journal опубликовала большой материал о сексуальных отношениях Илона Маска с сотрудницами SpaceX. Гвинн Шотвелл обвинила одну из этих сотрудниц в том, что у той был роман с ее мужем, утверждало издание. Маск не ответил на запросы The Wall Street Journal  о комментариях, а Шотвелл заявила, что запрос «рисует совершенно вводящую в заблуждение историю». 

Она также сказала, что SpaceX расследует все жалобы на домогательства и реагирует соответствующим образом. Однако еще в 2021 году Эшли Косак в своем эссе писала: «Я сообщала в отдел кадров о каждом случае сексуального домогательства, с которым я столкнулась, и ничего не было сделано. Мне сказали, что вопросы такого рода слишком личные, чтобы открыто обсуждать их с нарушителями». Предложенные ею идеи по разработке корпоративной политики по борьбе с домогательствами тоже остались без ответа, утверждала Косак.

Если для репутации Гвинн Шотвелл 2024 год оказался непростым, то для SpaceX — рекордным. Если в 2016-м компания могла совершить восемь  запусков ракеты Falcon, то в 2024 году это число увеличилось до 134 запусков. Четыре миссии Falcon 9 отправили на орбиту астронавтов, но 70% запусков были посвящены Starlink, спутниковой группировке на низкой околоземной орбите, которая состоит более чем из 6800 аппаратов. По данным BryceTech, SpaceX вывела на орбиту 83% всех спутников, запущенных в мире в прошлом году. 

Компания не раскрывает свои финансовые показатели. Тем не менее в ноябре Шотвелл заявила, что система Starlink начала стабильно приносить доход. «Я считаю, что Starlink на сегодняшний день играет ключевую роль в компании, — поделилась Шотвелл на ежегодной конференции Baron Investment Conference. — Если мы продолжим развивать систему Starlink, то наши показатели продолжат расти».

В 2024 году операционная прибыль Starlink составила $900 млн при выручке в $9,3 млрд, пишет Forbes USA со ссылкой на Morgan Stanley. Однако доходы, скорее всего, смогли лишь покрыть расходы на создание системы Starlink и разработку новой ракеты Starship, которая в четыре раза превосходит по грузоподъемности Falcon 9.

«Эта технологическая разработка может изменить ожидания инвесторов в отношении космической отрасли», — говорилось в 2021 году в аналитической записке Morgan Stanley для инвесторов. Ее автор Адам Джонас добавлял: «Как выразился один клиент: «говорить о космосе до Starship — это то же самое, что говорить об интернете до Google».

«В конечном счете, я считаю, что именно Starship поднимет нас к звездам, сделав нашу компанию ведущей в аэрокосмической отрасли, — заявила Шотвелл на конференции Baron Investment Conference. — Никто не может представить, насколько масштабным будет влияние Starship на развитие человечества в общем и повседневную жизнь людей. Это событие станет ключевым для SpaceX».

При участии Ксении Лычагиной

3