Великий театральный режиссер Константин Сергеевич Станиславский в массовой, народной памяти остался человеком не от мира сего. Вспоминаются и ставшая поговоркой адресованная актерам реплика – «Не верю!», и отказ от близости с Айседорой Дункан («Станиславский нежно вернул мне поцелуй, но на лице его было написано крайнее изумление, как будто поцелуй был последнее, чего он мог от меня ожидать. Затем, когда я пыталась привлечь его к себе еще ближе, он отшатнулся с недоумением…»), и долгое затворничество в Леонтьевском переулке. В «Театральном романе» Булгаков вывел Станиславского в образе создателя Независимого театра Ивана Васильевича, гениального, но далекого от реальной жизни, смешного человека.
А еще Станиславский стал символом чистого служения чистому искусству. При этом не очень ясно, как оторванный от реальности человек смог создать театр, руководить им, обеспечить финансирование и построить прекрасное здание. Это становится понятнее, если мы вспомним, что с 1892 года, за шесть лет до того, как был основан Московский художественный театр, Станиславский успешно управлял семейным предприятием – товариществом «Владимир Алексеев», перерабатывавшим в год 12 тонн 285 килограммов серебра и 81,9 килограммов золота.
Позже фирма Алексеевых объединилась с родственным предприятием «П. Вишняков и А. Шaмшин», а Константин Сергеевич Алексеев-Станиславский стал руководителем и совладельцем Товарищества «В. Алексеев, П. Вишняков и А. Шамшин». В общей сложности 120 лет предприятие выпускало золотоканительные изделия. В 1900 году на Всемирной промышленной выставке в Париже российскому товариществу была присуждена золотая медаль «Гран-при» за новый вид золотошвейных нитей. Из зарубежной командировки Станиславский вернулся в Россию с новыми бизнес-идеями. Он перестроил производство, переориентировал фабрики с золотоканительного дела на выпуск электрокабеля, электропровода. В Москве, на улице Малая Алексеевская, были построены новые корпуса, там установили самое современное на то время оборудование. Перед революцией предприятие было одним из главных производителей электропровода в России. А после нее его национализировали, и Станиславский перестал быть топ-менеджером производственной компании и очень богатым человеком.
Тем временем Московский Художественный театр жил и изменялся. Он стал академическим, превратился в главный театр СССР, входил в кризисы и более или менее благополучно из них выходил. После смерти своих основателей МХАТ впал в возрастную апатию, и ожил с приходом Олега Ефремова и его команды. Потом он раскололся на две части: одна существовала в своем, особом театральном времени, другая, под руководством Табакова, стала самым модным театром Москвы. Затем был новый кризис – и поиск новых путей. А бывшее промышленное предприятие Константина Сергеевича Станиславского жило-поживало, и чувствовало себя прекрасно.
На нем был изготовлен и освоен в производстве первый в СССР волоконно-оптический кабель. Его наградили орденом «Знак Почета». До 2003 года кабельный корпус завода работал на старом месте, на ставшей Малой Коммунистической бывшей Малой Алексеевской улице, в доме 21. Затем завод переехал в Ивантеевку, а в 2011 году – в Подольск, а в реконструированных по проекту британского архитектора Джона Макаслана корпусах разместился бизнес-центр «Фабрика Станиславского». Здесь же работает Студия театрального искусства Сергея Женовача, режиссера, некоторое время руководившего Художественным театром.
И все это лишний раз говорит о том, что талантливый человек талантлив во всем, даже если он кажется странным. Великая актриса Алиса Коонен вспоминала, что старый слуга «обращался со Станиславским, как с малым ребенком: при выходе из дому обязательно подавал ему галоши, какая бы ни была погода, а выпроваживая в театр, непременно наказывал не давать извозчику больше пятиалтынного». Но при этом Станиславский был не только гениальным режиссером, но и превосходным бизнесменом, организатором производства.
Свидетельство последнего – крупный производитель кабельно-проводниковой продукции завод «Электропровод».
Алексей Филиппов
Фото: В. А. Серов «Портрет артиста К.С. Станиславского», графика, 1908.