Герой нового выпуска — Александр Глушков, опытный предприниматель с 25-летним стажем. Он основал такие успешные сети, как Mone, «Точка красоты», барбершопы «Раздевалка» и бренд профессиональной косметики Mone Professional (275 салонов по России, суммарный оборот 5 млрд рублей). До бьюти-индустрии, еще студентом, Александр начал придумывать разные бизнесы, генерировать идеи. Он убежден, что не нужно слишком много рефлексировать, чтобы придумать тему. Нужно смотреть «где больше откликается» и «нырять» туда.
Однако, несмотря на свою импульсивность, он всегда уделял внимание расчетам на старте, взвешивая идею и оценивая ее потенциал. За годы работы Александр проделал тысячи таких «упражнений на салфетках», подсчитывая возможные риски и выгоды. Как находить правильный баланс между интуицией и расчетом — в этом выпуске.
Публикуем интересные фрагменты разговора, а полностью послушать выпуск можно здесь.
Это подкаст для предпринимателей. Если у вас есть свой бизнес, напишите ведущей Халиме Каримовой ([email protected]) — возможно, вы станете героем следующих выпусков и мы расскажем вашу историю!
Подписывайтесь на подкаст и слушайте его там, где удобно: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс Музыка» и другие платформы.
Искусственные предприниматели
«Последние 10 лет кругом, из каждого утюга, «инфобиз» говорит, что ты можешь выйти из зоны комфорта, и не возвращайся, не сделав домашнее задание, — без миллиона рублей в месяц. В моем понимании все состоявшиеся предприниматели, которых я встречал, они таким образом не думают, им не нужны какие-то обстоятельства, они сами рождаются таковыми и в 15 лет знают, чего хотят».
«Ты постоянно хочешь что-то починить, что-то хочешь исправить. В тебе сидит это, и ты не можешь жить по-другому — это призвание. Поэтому мода на предпринимательство — излишняя. Не нужны искусственные предприниматели, которых тянешь за уши куда-то вверх, потом отпускаешь уши — и возврат на тот же уровень».
Методом тыка
«Не нужно слишком много рефлексировать, чтобы выбрать тему. Ты просто перебираешь-перебираешь. И если я перечислю то количество бизнесов, которые у меня было! Кажется, что я в бьюти-индустрии 26 лет и только этим занимался, но на самом деле у меня было очень много разного бизнеса. Я был всеядным предпринимателем, мне хотелось все попробовать. Постоянное перебирание идей: где же тебе откликнется больше удовольствия».
«Голубой океан» на районе
«Это некое перебирание через себя: «кто ты?», и некие пробы пера, потому что сразу не поймешь. Я считаю, что нужно просто брать и делать, поменьше рефлексировать <…> примерять к себе разные модели бизнеса. Ты ищешь «голубой океан» у себя на районе, это тоже нормально: зачем тебе сразу мыслить, что ты Илон Маск или создашь какую-нибудь «Яндекс-карту»? Ты вначале, в принципе, победи в главном у себя на районе, потом уже как-то тиражируй это».
Притча про льва и антилопу
«Не всем нужно быть большим: можно быть и ИП, и самозанятым. Есть такая притча про льва и антилопу. Когда в саванне просыпается лев, и его задача — догнать антилопу и съесть ее. А задача антилопы, утром просыпающейся, — убежать от льва и не быть съеденной. Так вот, мораль этой притчи не в том, что нужно быть большим, как лев; и не в том <…> чья роль хуже. Это прекрасная жизнь и антилопы, и льва. Самое главное — не быть самой медленной антилопой. <…> Можно и не быть самой быстрой, кстати, а быть просто на 20% быстрее самой худшей. Ну, кстати, тоже вариант: и тоже будешь зарабатывать, и тоже будешь успешным».
Жажда решать задачки, а не лежать на диване
«Ты должен хотеть [делать бизнес], у тебя должно что-то внутри срабатывать: что ты не можешь это не делать. И, кстати, у предпринимателей мозг возбужден, и мозг когда утром просыпается, говорит: «Дай мне еще, дай мне съесть что-нибудь, дай мне задачки порешать». То есть это очень мощная потребность в информационном съедании чего-то, ты хочешь переработать какую-то массу, иначе понимаешь, что стагнируешь и тупеешь. Почему я говорю, что [предпринимательство] — это про особое строение мозга? Это желание потреблять большое количество информации в единицу времени. А кому-то хочется на диване полежать. Ну, пусть лежат, тоже ок».
Взлетит-не взлетит?
«После того как ты понял, что этот бизнес тебе «окей» и тебе он интересен, и интуиция об этом говорит (это действительно тебя греет), то, безусловно, надо делать [расчеты]. «На таком-то рынке я буду работать, столько-то людей»: и могу сказать, что таких упражнений я делал тысячи в своей жизни. Это тысячи несделанных моих инвестиций, несделанных бизнесов. И они разрушились именно потому, что я не увидел на этапе «салфетки», что оно полетит.
Нужен мировой срез, смотрите всегда на более развитые рынки. Не случайно там может не быть этого спроса. Если уж создавать ценность, то надо делать «кастдевы» [CustDev (Customer Development) —протестировать идею или прототип продукта на потенциальной аудитории до запуска. — Forbes]. И [не начинать], пока не подтвердится 10+ отзывов, что на это точно есть спрос. Ты можешь смотреть исследования, не лениться, чтобы прикинуть в прыжке, какой у тебя возможен масштаб».
Впустую 10 лет
«Безусловно, я уверен, что молодым людям хочется жить хорошо <…> летать, путешествовать, радовать, баловать и себя, и всех, и поэтому, естественно, доходная часть нужна, а не просто «красиво звучащая история». Поэтому монетизация — это мега важно. Потратить 10 лет своей жизни (и таких активных циклов не так много) на заведомо провальную идею, чтобы сказать, что это был хороший опыт? Это был хороший опыт, но 10 лет прошло. Все-таки, если была возможность заглянуть туда более фундаментально, а не только «эге-гей, вперед, побежали»… Все-таки, что мешало на салфетке что-то на что-то умножить? И что-то «погуглить» в развитых рынках, что-то понять».
Не убивай кураж
«Кто-то любит [считать] на салфетке, кто-то более глубоко. Но я не рекомендую делать какие-то чрезмерно дорогие исследования, чрезмерно долгоиграющие, вроде «год считаем». Это плохо — кураж умрет. Надо брать и делать, и вообще смелее быть, смелее ввязываться в ситуацию.
Первые два года любой бизнес — это про гибкость, это про пластичность мозга. Ты просто крутишь свою бизнес-модель, как сейф: три щелчка вправо, два щелчка влево. Дверцы не открываются [продаж нет] <…> Так, думаем, думаем. Крутить-то нужно».
«Там было кладбище»: интуиция не подвела
«Расскажу один кейс: я искал место под Mone, хотел открыть новое, но не открыл в результате. Когда мне принесли данные, и все данные говорили о том, что нужно открывать, что тут проходимое место, я почему-то интуитивно не поверил. И вообще интуиция — это очень важно. Вот я пришел, встал и смотрю: что-то не то с этим трафиком. И угадайте, куда они шли? Там было кладбище. Представляете, бьюти-салон возле кладбища? Нет, ну кладбище там было в 200 метрах, не рядом, оно было завуалировано, не понять. И никто из риэлторов не понимал. Но невербально человек будет не хотеть вернуться в это место, 100%.
Путь клиента, клиентский опыт <…> — ты должен мысленно пройти этот путь и понять, будет ли клиенту твоего сегмента здесь хорошо, и захотят ли они вернуться, будет ли retention».
Почему в России-2025 не страшно делать бизнес?
«Надо же что-то созидать, что-то улучшать и придумывать. И от этого гордости больше за сделанное дело, за то, что ты вокруг себя создаешь счастливых людей <…> Как еще человек будет без реализации, без поиска своего дела: неважно, в найме, в малом бизнесе или в самозанятости.
Встать-то утром придется и пойти на работу в свой продуктивный возраст 25−45 лет, и ответить на вопросы «кто ты такой». Спрятаться не получится. Чем кризисное время отличается от менее кризисного? Помните лягушку в молоке: просто в этот момент лапками перебирать быстрее, чтобы взбить… Иногда ты в масле, а иногда как-то надо и ручками побыстрее подвигать».