Небольшие проблемы петербургских художников

Небольшие проблемы петербургских художников



В Петербурге художники перестали сетовать на отсутствие хороших натурщиц. Всё равно не поможешь делу лишними сетованиями.

Нагота до сих пор еще в загоне в русской живописи. Слишком усердно проняли её когда-то всесильные передвижники. Для себя втихомолку они писали обнаженных девушек, но выставлять их – Боже сохрани! Ученики старой академии писали только с натурщиков. Женских моделей не было в академии.

Кроме того, за редкими исключениями, русские художники скверно пишут тело, в особенности женское.

Будь спрос и вместе с ним предвидься хороший заработок, в Петербург понаехало бы много прекрасных натурщиц из Италии, как приезжают они целыми семьями в Париж.

Есть счастливцы – их очень немного, – которым позировали дамы, обладавшие удивительно красивым телом, но для этого нужны особенные условия…

Насколько редки у нас гармонично сложенные натурщицы, видно из того, что художники до сих пор не могут забыть великолепной Вентури и вздыхают по ней. А с тех пор прошло лет пятнадцать. Имя Вентури успело сделаться легендарным. Увидев, что тело её теряет свои античные формы, она сделалась актрисой и долго играла в провинции. Теперь она в монастыре и замаливает свою бурную молодость…

Несколько лет назад, не в такой степени, но все же гремела француженка Жанна Лепер.

Жанна 2

Красивое тело сочеталось в ней с красивой и чуткой душой. Во время сеансов она роняла мимоходом указания и советы, которые принимались во внимание даже крупными талантливыми художниками. Крайне интересны и ценны были бы ее воспоминания.

Культурность Жанны, её любовь к живописи и понимание превосходно описаны в рассказе П.П. Гнедича «Импрессионист». Гнедич, сам художник, вместе с Соломко не раз писал и рисовал с этой француженки.

До Петербурга Жанна много позировала в Париже таким знаменитостям, как Бенжамен Констан, Буггеро и Даньян Бувре.

В моем присутствии Жанна заспорила об искусстве с одним довольно осведомленным художественным критиком. И, говоря по правде, мне было стыдно за моего colleg’у. Натурщица забила его своей эрудицией.

© «Биржевые ведомости». 1905 год. № 8732.


* Орфография, пунктуация, фотографии и видео автора бережно сохранены.
** Использована картина Паскаля Даньян-Бувре "Портрет элегантной дамы".
2