В конце I квартала ставки на грузоперевозки вышли из цикла затяжного снижения, рост сохранялся на протяжении всего марта, отмечает директор по управлению данными логистической платформы «Монополия» Александр Отрощенко. В результате средневзвешенный тариф вырос с 61,4 рубля в начале марта до 66,5 рубля за километр — в конце, а индекс, рассчитываемый на основе реальных ставок на выполненные заявки по России, увеличился на 9%. «При этом рост произошел равномерно по всей стране: самые популярные направления, которые значительно влияют на расчет ставок, прибавили не более одного рубля», — акцентирует внимание Отрощенко. В прошлом году, по его словам, сезонный фактор не отразился на ставке позитивно: средневзвешенное значение тарифов за март 2024 года, по расчетам «Монополии», даже снизилось с 71,1 до 69,4 рубля за километр.
«Вероятно, это первые признаки оздоровления рынка, который постепенно адаптируется к сложностям на фоне высокой ключевой ставки и избытка грузовиков, — делает вывод Отрощенко. — Выход тарифов из пике позволит участникам рынка планировать свою деятельность и повысить рентабельность перевозок». Он добавляет, что многое покажет динамика апреля. «По нашим оценкам, текущий небольшой рост может закрепиться в ближайшие 2–3 месяца, — прогнозирует Отрощенко. — Прогнозы на год делать преждевременно, но если тенденция сохранится, для рынка может реализоваться позитивный сценарий». Опрошенные Forbes участники рынка полагают, что дальнейший рост тарифов составит до 25% — в зависимости от вида автоперевозок и направлений.
Пессимизм I квартала
В I квартале объем FTL-перевозок (доставка с полной загрузкой транспорта) сократился, примерно 20% автопарка отечественных перевозчиков вынуждены простаивать из-за нехватки грузов, констатирует коммерческий директор «Курьер сервис экспресс» Сергей Волчков. «На этом фоне игроки прибегли к снижению тарифов, в результате чего ставки в данном секторе снизились на 15-20% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года», — отмечает он. А сегмент LTL (доставка сборного груза) замер, здесь перевозки находятся в прямой зависимости от вида бизнеса клиента, добавляет Волчков. «Стабильно «едут» фармацевтические грузы, жизненно необходимые товары, а вот в FMCG- и fashion-сегментах заметна тенденция к снижению, так как дорожают заемные средства, становится невыгодными долгосрочные инвестиции в товары, падает покупательская активность», — объясняет Волчков.
«Падение объема грузоперевозок в I квартале составляет, по нашим данным, около 30% по отношению к аналогичному периоду прошлого года», — подсчитала коммерческий директор АО «Юнитрейд» Марина Казакова. За январь-март 2025 года автомобильные перевозки по России упали в цене на 15-25% в зависимости от направления, подтверждает гендиректор BQB Express Игорь Бронников. «Многие перевозчики нарастили парк в конце 2024 года, ожидая роста цен, — напоминает он. — При этом большинство автомобилей было приобретено в лизинг. Избыток свободных машин привел к демпингу. Кроме того, РЖД переманили часть клиентов, предложив скидки на перевозки по железной дороге. Особенно это заметно в перевозках грузов на большие расстояния».
В целом ценовая динамика 2025 года сильно отличается от 2024-го, говорит CEO транспортно-логистической компании «ТрансГИД» Ксения Черникова. «Например, в декабре 2024 года ставка на тентованную фуру по направлению Владивосток — Москва составляла 1,1 млн рублей, — рассказывает она. — В феврале 2025 года из-за падения спроса перевозчики готовы были ехать по этому же маршруту всего за 430 000 рублей. Сейчас ситуация немного выравнивается, и он котируется уже в районе 500 000-550 000 рублей». По магистральным (то есть дальним) российским перевозкам тарифы не растут, даже снижаются, уточняет гендиректор транспортной компании «Трафт» Андрей Савин. «В I квартале 2025 года они были ниже, чем в конце 2024-го — такой ситуации не было никогда, — подчеркивает он. — Перевозчиков много, а грузов мало, и за них теперь приходится бороться».
Ряд собеседников Forbes зафиксировали рост тарифов в марте. Аналитики «Монополии» подсчитали, что он составил 20% к уровню февраля, директор по локальному транспорту FM Logistic в России Маргарита Табунова — от 5% до 15% в зависимости от направления. При этом речь идет об эффекте низкой базы, так как в феврале наблюдалось сильное снижение международного грузопотока, уточняет директор по логистике ModernWay Олег Полуэктов. «Толчком к росту послужил повышенный спрос на доставки в конце квартала и начало тентованного сезона», — комментирует Табунова.
Рост ставок порой обусловлен перемещением объемов грузов в зависимости от географии, говорит замгендиректора по логистике 3PL-оператора NC Logistic Артем Васканян. «Представьте такой пример: у Краснодара есть 1000 т груза, требующих вывоза, и регион начинает активно привлекать транспорт с рынка, — рассуждает он. — В результате перевозчики, ранее работавшие, например, по направлениям из Москвы в Уфу, Челябинск, Екатеринбург, переориентируются на направления из Краснодара в Москву и другие перспективные регионы. А те, кто остался в Московском регионе и кого еще можно привлечь на несезонные маршруты, требуют более высокую цену, чтобы компенсировать упущенную выгоду от рейсов из Краснодара или других востребованных в этот период направлений».
Печальная динамика международного направления
На международные автоперевозки в марте тарифы не выросли, а на отдельных направлениях даже несколько снизились, подсчитал заместитель гендиректора по мультимодальным перевозкам BMJ-logistics Юрий Фиошкин. «На европейском направлении перевозчики работают на грани себестоимости, — рассказывает он. — В условиях высокой конкуренции и ограниченного спроса многие компании не могут поднимать цены, так как это может оттолкнуть клиентов». На китайском направлении тарифы на автоперевозки в марте продолжили снижаться, хотя темпы этого снижения замедлились по сравнению с февральско-мартовским периодом, подтверждает директор по логистике ГК «ЕТЕ» Евгений Школьный. За месяц тарифы снизились на 7–15% в зависимости от маршрута и расстояния. В феврале-марте 2025 года на рынке грузоперевозок из Китая в Россию наблюдалось затишье со стороны импортеров, вследствие чего цены на доставку снижались, уточняет директор по развитию YM Trans Group Иван Грошев.
Одна из причин падения тарифов на импортные коммерческие грузоперевозки связана с повышением ключевой ставки и постепенным снижением покупательной способности населения, отмечает Казакова из «Юнитрейд». «Кредиты стали очень дорогими, произведенный в России товар также дорожает, население откладывает крупные покупки, предпочитая покупать дешевые товары в Китае, — объясняет она. — Склады в России переполнены товаром, и объем новых закупок импортеры существенно снизили».
Но был и рост, который тоже пришелся на март. «В марте отметили незначительный, на 2-3%, рост ставок на автоперевозки в международном сообщении», — заметил операционный директор ILC Александр Юрищев. При этом он уточняет, что рост связан с созданием искусственного дефицита машин со стороны иностранных подрядчиков. «Машины переданы в большем количестве на направления, где спрос и ставки выше, например, в Европу и Среднюю Азию», — говорит он. Тарифы на международные перевозки в марте все же чуть выросли в сравнении с декабрем 2024 — январем 2025 года, сравнивает Савин из «Трафт». К примеру, в декабре тариф за 82-кубовый тент на перевозку из Китая в Москву на EXW составлял около 800 000 рублей, а сейчас ставки стартуют от 900 000 до 1,1 млн рублей.
Рынок жаждет денег
Текущая рыночная и экономическая ситуация, а также рост себестоимости перевозок год к году неизменно приведут к тому, что часть игроков логистического рынка будут вынуждены его покинуть, полагает Волчков из «Курьер сервис экспресс». «Окажет влияние на стоимость доставки автомобильным транспортом и уход с рынка мелких перевозчиков, по которым ударило падение объемов в I квартале», — прогнозирует Бронников из BQB Express. Выдержат финансово стабильные незакредитованные компании, которые заключают долгосрочные контракты с грузовладельцами и планируют свою бизнес-деятельность, уверен операционный директор транспортно-логистической компании «А2 Экспедирование» Никита Злобин. «Дисбаланс спроса и предложения в связи с уходом с рынка ряда компаний, а также их отказа о лизинговых машин, безусловно в конце года приведет к критическому росту тарифов, как это было в конце 2023-го», — предрекает Табунова из FM Logistic. Волчков тоже прогнозирует, что уход части игроков будет способствовать росту тарифов на внутренние перевозки на 20-25% за год.
По мнению Злобина, баланс спроса и предложения уравновесится не в апреле, как в прошлом году, а где-то в июле-августе. «Мы ожидаем сезонного увеличения тарифов уже с апреля на 10-15%, а также сезонный рост в конце III или начале IV квартала еще на 10-15%», — прогнозирует руководитель отдела развития магистральной логистики Boxberry Дмитрий Урмаев.
В апреле-июне ситуация должна как минимум стабилизироваться, сообщает Черникова. «Мы ожидаем роста ставок на 5-10% в ближайшее время в связи с индексацией цен на топливо, а также ростом спроса на строительные и сельхозперевозки. Пик цен, как обычно, будет летом — это традиционный сезон, который еще и совпадает с дефицитом подвижного состава на железной дороге», — комментирует она. В целом в 2025 году ожидается увеличение тарифов на автоперевозки на 15–25% к уровню 2024 года, если не будет резкого падения топливных цен или господдержки, заключает Черникова.
Однако в ожидания роста есть нюансы, уточняют некоторые из опрошенных экспертов. «По магистральным российским перевозкам до середины года увеличения тарифов не ожидаем», — говорит Савин из «Трафт». «Прогнозируем эффект отложенного спроса: как только ключевая ставка начнет снижаться, активность участников рынка возрастет, что приведет к повышенному спросу на перевозки и, соответственно, росту ставок», — комментирует Юрищев из ILC.
По мнению Урмаева из Boxberry, в связи с активным развитием маркетплейсов и ростом доли малогабаритного груза в первую очередь подорожают малотоннажные виды транспорта.
«Но средневзвешенная ставка все равно может оказаться ниже рыночной, — допускает Васканян из NC Logistic. — Перевозчики получают прибыль в моменте, но затем снова могут столкнуться с периодом простоя, когда транспорт начнет приносить убытки. Если учесть издержки, связанные с выплатами по лизингу и другими расходами, то моментальный всплеск покроет лишь образовавшуюся дыру».
Отрощенко из «Монополии» прогнозирует продолжение роста себестоимости перевозок. По его словам, этому способствуют увеличение стоимости лизинга и новое налоговое законодательство: перевозчики на УСН с оборотом более 60 млн рублей переведены на новую систему налогообложения с процентом НДС, привязанным к обороту. Кроме того, планируется индексация тарифов «Автодора» на проезд по платным трассам.
Савин подтверждает рост издержек перевозчиков и считает, что они будут переложены в тарифы. «Индексация системы «Платон» с 1 февраля 2025 года увеличила расходы на бизнес с 4% до 5% от общего объема затрат, — перечисляет он. — Доля расходов на топливо, по прогнозам, возрастет с 30% до 35%. Увеличиваются и издержки на техническое обслуживание и ремонт грузовых автомобилей».
Некоторого роста тарифов перевозчики ожидают в конца апреля за счет отмены разрешений на въезд в Россию отдельных категорий товаров на европейских машинах без процедур перецепа и перегруза, говорит Фиошкин. По его словам, с отменой этих разрешений многие перевозчики смогут повысить свои ставки, что, безусловно, окажет влияние на общий уровень тарифов. «Можно предположить, что рост будет умеренным и не превысит 5-10%», — полагает Фиошкин.