«Горький fest» — особенности
Кинофестиваль, прописавшийся в Нижнем Новгороде, интригует в первую очередь благодаря своей концепции. В конкурсной программе этого смотра участвуют как игровые, так и документальные проекты, причем и полные метры — и «коротыши». Это дает возможность начинающим кинематографистам, снявшим свой первый десятиминутный фильм, «скрестить мечи» с проектами больших студий. С другой стороны, документальное кино не «прячется» в отдельном конкурсе, где его смотрят от силы несколько десятков зрителей, а выходит на широкую аудиторию. В случае с «Горький fest-2025» этот фактор оказался решающим.
Плюс, в этом году организаторы и отборщики фестиваля в качестве магистральной темы выбрали «Авангард». Повод для такого выбора был весомый — столетие со дня первого показа одного из самых значимых фильмов мирового кинематографа — «Броненосца «Потемкина» Сергея Эйзенштейна. Поэтому практически все программы смотра сделали акцент на экспериментальных проектах: в конкурсе было много экспериментальных картин, зрители внеконкурсных показов увидели ретроспективу Алексея Федорченко, а в рамках образовательных мероприятий прошли лекции и мастер-классы, связанные с именем Эйзенштейна.
Игровые фильмы конкурса: трудно быть в авангарде
Нацеленность на экспериментальную составляющую в конкурсной программе сыграла с участниками фестиваля злую шутку. Фильмы, снятые в традиционном формате и не имеющие цели кого-то шокировать, прошли практическим незамеченными. Так, без призов остался гомерически смешной скетч Вадима Плохотникова «Глубокий сосуд» – история двух неудачников, актера и звукорежиссера, которые озвучивают книгу модного коуча, утверждающего, что лучший путь к богатству — это здороваться с деньгами каждое утро. В главных ролях — невероятные Юрий Стоянов и Станислав Дужников.
Без статуэток уехала с фестиваля и «Сверхновая» Евгения Третьякова — достойный полнометражный дебют, снятый на стыке психологического и фантастического кино, причем за очень небольшие деньги. В центре сюжета — конфликт молодого ученого с трудным подростком, которые волею случая вынуждены находиться вместе в течение нескольких дней.
Короткометражка «Спасибо. Хорошего вечера!» Константина Денискина оказалась более удачной. Ей был вручен приз зрительских симпатий «Люди выбирают». Впрочем, выбор этот легко объяснить участием в проекте отличного мхатовского актера Станислава Любшина, он играет пожилого гардеробщика, помогающего двум абитуриентам поступить в Школу-студию МХАТ. К самому же фильму, к его сценарным и постановочным решениям, есть огромное количество вопросов, он, скорее, напоминает учебную студенческую работу, а не яркое фестивальное кино.
Что же касается экспериментальных фильмов конкурса, то многим они показались не слишком убедительными. Для авторов таких проектов желание быть оригинальными часто вытесняет саму историю — и фильм превращается в набор экстравагантных картинок. Что-то похожее произошло с «Тенями Москвы» Валерия Переверзева, автором претенциозного «Брата-3». Его новая работа, бессюжетная, сумбурная и хаотичная, смотрится крайне тяжело, тем более что после первых десяти-пятнадцати минут, во время которых автор вываливает на экран набор визуальных придумок, фантазия автора начинает пробуксовывать, и ничего нового картина предложить не может. Более того, по каким-то непонятным причинам лицо одной из актрис (Елены Кореневой) замазано белым крестом — а смотреть больше часа на двигающийся крест не очень-то интересно.
«Алиса» Никиты Мокиенко, наоборот, предлагает историю довольно связную – это визуальный рассказ о детской травме, возникшей после ухода отца из семьи. Однако оригинальных стилистических решений у картины нет, есть только упрощенный пересказ сказки Льюиса Кэролла — чересчур прямолинейный и вторичный, чтобы заинтриговать аудиторию.
А вот «Конец концов» Антона Бильжо и Альфии Хабибуллиной интригует — и прежде всего разговорами о каком-то необычном методе съемок. По словам Бильжо, «Конец концов» — это коллективное творчество и результат работы сразу нескольких режиссеров. Притягивает и сюжет: на экране герои переживают последствия постапокалипсиса. Однако сам проект в итоге оказывается скомканным и невыразительным, и визуально сильно напоминает любительское кино.
Документальные фильмы конкурса: безоговорочная победа
На фоне не слишком выразительных игровых проектов, документальное кино конкурсной программы «Горький fest» казалось особенно сильным. Оно было разным, то снятым в легкой импровизационной манере, то заимствовало форму телевизионного интервью. Но любовь к главным героям чувствовалась всегда — и именно это помогло документальным фильмам занять весь «пьедестал почета» на фестивале.
Проект «Хрупкое» Максима Аньшина «сталкивает лбами» две эпохи: юные и далекие от реальности креативщики приезжают на полуразрушенный фарфоровый завод советских времен, чтобы превратить заброшенные цеха в современный творческий кластер. Через призму иронии автор внимательно следит за развитием конфликта, не принимая ни оду из сторон и восхищаясь всеми — и при этом не забывая рассказывать о реальных проблемах конкретных людей. Такой подход обеспечил Аньшину приз «За лучшую режиссуру».
«Реальность не нужна. Восточно-сибирский панк», Павла Скоробогатова возвращает нас в бурлящие девяностые: на экране участники скандальных рок-групп иркутского панк-рока, вчерашние властители дум местной субкультуры. Получилась своего рода энциклопедия восточносибирского андеграунда — подробная и максимально честная. Правда, чересчур классический формат телеинтервью вряд ли можно назвать идеальным для подобного материала, но за смелость и откровенность проект Скоробогатова получил «Диплом жюри».
«Колхандра» Кирилла Верхозина, наоборот, снят в импровизационной манере, даже чуть-чуть небрежно — но иначе фильм бы не получился. В центре сюжета — нелепая и обаятельная девочка-подросток, которая решила снять кино вместе с деревенской мелюзгой. Получается у нее, прямо скажем, не очень: вместо грима — детская присыпка, вместо костюмов — занавеска или простыня. Но в этих неуклюжих попытках чувствуется такая неуемная жажда творчества и такая любовь автора к своим героям, что даже матерые кинематографисты невольно завидуют. Поэтому неудивительно, что «Колхандра» была названа лучшим фильмом фестиваля.
Таким образом, основные призы конкурса получили именно документальные фильмы. Помимо особенностей конкретной программы, это можно объяснить вниманием российских кинематографистов к документалистике: оно за последнее время заметно усилилось. Сказывается и влияние Министерства культуры, а также Фонда поддержки регионального кинематографа: количество документальных фильмов, получивших государственное финансирование, увеличивается постоянно. И пусть на данном этапе документалистика все еще является нишевым контентом, результаты таких фестивалей как «Горький fest» говорят о том, что эта проблема вполне решаема и аудитория документального кино будет расширяться.
Вера Алёнушкина
Фото: vk.com/gorkyfest52