Столица стимпанка

Столица стимпанка


В дополнение к предыдущей заметке стоит сказать, что английский "Закон о красном флаге" не распространялся на Шотландию, поэтому в ее столицу — Эдинбург в 1870-е годы переместился из Лондона центр парового автомобилестроения. В течение несольких лет этот город можно было назвать мировой столицей стимпанка, так как по его улицам курсировали паровые автобусы, причем разных моделей, чего еще не было ни в одной из европейских столиц.

Все началось с того, что местный изобретатель Роберт Уильям Томсон в 1869 году наладил вывоз угля с шахт на разработанном им грузовом автопоезде, изображение которого помещено на заставке . Вскоре его посетила мысль о том, что локомотив этого поезда вполне годится для перевозки не только грузов, но и пассажиров, надо только разработать соответствующий вагон.


И уже через год первый паровой автобус Томсона вышел на испытания. Он представлял собой большую двухэтажную "двуколку" с массивными колесами, прицепленную к трехколесному паровозу. Машина, получившая название "Нью Фаворит", весила 19 тонн и могла перевозить до 40 человек: 16 на первом этаже, где в салоне стояли мягкие диваны, и 24 — на втором, где вдоль открытых бортов шли простые деревянные лавки. Двигатель развивал мощность 10 л.с, чего было достаточно для движения по ровной дороге со скоростью до 12 км/ч.


В 1871 году появился второй автобус с усовершенствованным локомотивом, получившим крышу. Он был заказан колониальным правительством Индии, но по какой-то причине остался в Шотландии, где и стал возить пассажиров.


Рисунок "индийского" автобуса Томсона из октябрьского номера журнала The Engeneer за 1871 год.


Фотография еще одного томсоновского безрельсового локомотива, получившего название The Derwent. Его шины были впервые в мире изготовлены из литой резины, то есть, из натурального каучука, что обеспечило более плавный ход, чем на деревянных или железных колесах.


И его технический рисунок. Левое ведущее колесо условно не показано. По проектам Томсона в 1869-1877 годах в Шотландии построили 32 "уличных паровоза" с двигателями мощностью от восьми до 12 лошадиных сил. Последние из них изобретатель уже не увидел, поскольку он умер в 1873 году.

9112218c-f8fd-41f8-b195-8a17244a384f-1024x908.jpg
Очередной "уличный паровоз" Томсона с оригинальными пружинными ободами-амортизаторами на ведущих колесах.


В 1873 году в городе Тетфорд был построен безрельсовый локомотив Чарльза Баррела. Тоже трехколесный, но — с горизонтальным котлом. Позже его купило турецкое правительство и, по некоторым данным, он использовался в качестве тягача на русско-турецкой войне 1877-78 годов.

Помимо Томсона и Баррела паровые омнибусы в Шотландии проектировал инженер Нэйрн. В 1870 году он запатентовал и вскоре построил трехколесный двухэтажный автобус "Пионер", представлявший собой не тягач с прицепом, а полноценный автомобиль с силовой установкой и пасажирским салоном на едином шасси.

Внешний вид готового "Пионера" несколько отличался от патентного чертежа, но общая конструктивная схема не изменилась. Любопытно выглядит длинная дымовая труба, идущая горизонтально между лавками второго этажа и выведенная за корму. Как видно на снимке, кататься на крыше "Пионера" не боялись даже маленькие дети.


Еще один шотландский паровой омнибус, спроектированный инженером Леонардом Тоддом, был назван "Эдинбургом" и запатентован в 1872 году. Он был меньше "Пионера", но опирался на четыре колеса и имел аж две дымовые трубы. Правда, мне не удалось выяснить, был ли он построен или так и остался на бумаге.


А вот этот интересный паровой микроавтобус на шестерых пассажиров, разработанный инженером Чарльзом Рэндольфом из Глазго, был воплощен в металле и даже экспонировался на всемирной выставке в Филадельфии. Машина, построенная в 1872 году, весила 4,5 тонны и была оснащена двумя двухцилиндровыми паровыми двигателями, каждый из которых работал на одно заднее колесо, сообщая экипажу скорость 10 км/ч.
Как видно на фото и на рисунке из американского журнала Scientific American, мистер Рэдклифф был первым в мире автоконструкотором, который позаботился об удобстве для водителя, сделав для него закрытую кабину. Кроме того, его "карета" была впервые в мире оснащена зеркалом заднего вида. Но, к сожалению, она не заинтересовала покупателей, так и оставшись в единственном экземпляре.
13