Ровно 85 лет назад, 3 июля 1940 года, большевицкий нарком иностранных дел Вячеслав Молотов встретился в Кремле с исполняющим обязанности премьер-министра Литвы Винцасом Креве-Мицкявичусом. Если верить Креве-Мицкявичусу, подробно описавшему эту встречу в своих мемуарах, Молотов был откровенно циничен и вел себя как человек, схвативший бога за бороду. Он заявил буквально следующее:
"Сейчас мы убеждены более чем когда-либо, что гениальный Ленин не ошибался, уверяя, что новая мировая война позволит нам завоевать всю Европу, как Первая мировая война позволила нам взять власть в России.
Сегодня мы поддерживаем Германию, однако, ровно настолько, чтобы удержать ее от заключения мира с Британией до тех пор, пока трудящиеся массы воюющих наций не расстанутся с иллюзиями и не восстанут против своих угнетателей. Тогда германская буржуазия договорится со своим врагом — английской буржуазией, чтобы объединенными усилиями подавить восставший пролетариат.
Но в этот момент мы придем к нему на помощь. Мы придем хорошо подготовленные, со свежими силами. И тогда произойдет последняя решающая битва между пролетариатом и буржуазией, которая навсегда решит судьбу Европы!"
Не знаю, насколько точно литовец передал слова Молотова. Но рассуждения наркома вполне соответствуют довоенной внешней политике СССР. Так что, тут дела могут обстоять как с пресловутым "планом Даллеса", который, как известно, никогда не существовал, но выполнялся беспрекословно.
Кстати, в тот же самый день, 3 июля 1940 года, по тайной договоренности между СССР и Германией началась проводка по Северному морскому пути из Норвегии на Тихий океан немецкого рейдера (вспомогательного крейсера) "Комет", замаскированного под советский пароход "Дежнев", затем — под японское грузовое судно, а потом — опять под "Дежнева". За эту операцию третий рейх заплатил Советскому Союзу кругленькую сумму в 750 тысяч марок.
В походе рейдеру прокладывал путь во льдах ледокол "Ленин", потом "Иосиф Сталин", а на заключительном участке трассы, в Восточно-Сибирском море, — "Лазарь Каганович". На всем протяжении пути немцы тщательно промеряли глубины, изучали течения и ледовую обстановку, что потом весьма пригодилось им во время войны с Советским Союзом.
На борту "Комета" находились советские лоцманы, которые старательно делали вид, будто не замечают установленный на нем разведывательный гидроплан "Арадо", а также — 150-миллиметровые орудия, зенитные автоматы и торпедные аппараты. А немцы так же старательно делали вид, будто верят в наивную неосведомленность русских об истинном назначении корабля.
Оказавшись на Тихом океане, "Комет" сразу начал рейдерские действия, утопив за год три австралийских транспорта, три — британских, один — голландский, один — новозеландский и один норвежский, а заодно — уничтожив артогнем портовые сооружения и склады на острове Науру. Осенью 1941 года, обогнув мыс Горн, пройдя через Анлантику и совершив таким образом кругосветный вояж, "Комет" триумфально вернулся в Германию. А СССР к тому времени уже пожинал горькие плоды своей мудрой и дальновидной довоенной политики.
На заставке — компьютерный рисунок "Комета" со скрытым вооружением, но с флагом Кригсмарине на мачте. Внизу — чертеж крейсера. "Секретное" вооружение выделено серым цветом.
