Германский "Троцкий"

Германский "Троцкий"


Ровно 95 лет назад, 2 июля 1930 года, на открытии очередного заседания берлинской конференции НСДАП произошел громкий скандал. Оппозиционер Отто Штрассер, возглавлявший "левую платформу", попытался подняться на трибуну, чтобы произнести речь с критикой партийного руководства. Но по приказу председателя конференции берлинского гауляйтера Йозефа Геббельса, охранники скрутили его и вышвырнули из зала, а вслед за ним вылетели трое его наиболее активных сторонников. Видя это, заседание покинули в знак протеста еще 117 человек — примерно 10% делегатов конференции.

Штрассер вступил в нацистскую партию в 1925 году одновременно с Геббельсом, но уже в 1928-м у него начались серьезные идейные разногласия с Гитлером. Он выступал за то, что в названии "Национал-социалистическая германская рабочая партия" главными являются слова "социалистическая" и "рабочая". Фюрер же ставил во главу угла радикальный национализм, реваншизм и антисемитизм. Штрассер резко обличал Гитлера за то, что тот, по его мнению, предал интересы пролетариата, пойдя ради денег на сделку с крупной буржуазией и фактически отстаивая ее интересы.

Окончательный раскол произошел в 1929 году, когда Штрассер публично поддержал забастовку саксонских шахтеров, а Гитлер и его сторонники потребовали ее прекращения, поскольку владельцы шахт сделали крупные взносы в партийную казну. Геббельс к тому времени полностью встал на сторону Гитлера, поэтому он не захотел, чтобы Штрассер выступил на конференции с очередными "нападками". И смутьяна, несмотря на делегатский мандат, просто выгнали, а через два дня исключили из партии.

В ответ Штрассер сравнил Гитлера со Сталиным, который так же гнобил оппозицию. Забавно, что примерно в то же время с аналогичным сравнением выступил изгнанный из ВКП(б) и высланный из СССР Троцкий, но с точки зрения Троцкого оно было оскорбительным для Сталина, а с позиции Штрасера — наоборот — для Гитлера.

В противовес НСДАП Штрассер организовал "Боевой союз революционных национал-социалистов" или "Черный фронт", в который уже к середине июля вступило около 5000 человек, в том числе несколько парламентариев, вышедших из гитлеровской партии.

Однако создать организацию, сравнимую по численности и влиянию с НСДАП, он не смог, поскольку у него не было поддержки финансово-промышленных кругов. К тому же, он играл на "коммунистическом" поле, а коммунисты, видя в нем конкурента, выступили против его "фронта", несмотря на то, что сам Штрассер воспринимал их как союзников и пытался наладить контакты.

Создавая партию, Штрассер первым делом отказался от свастики и сделал своей эмблемой красные меч и молот на черном фоне, символизирующие рабочий класс и готовность сражаться за его интересы. Черный цвет знамени он позаимствовал у анархистов. На учредительной конференции "фронта" было объявлено, что его главной задачей является "освобождение немецкого народа, которое может быть достигнуто путем социалистической революции".

Разумеется, для Гитлера "Черный фронт" стал одним из политических соперников, а "ренегат" Штрассер — личным врагом. После прихода нацистов к власти "фронт" сразу же был запрещен, а среди его членов начались массовые аресты. Штрассеру удалось скрыться и бежать из Берлина в Баварию, где он некоторое время партизанил прятался в знаменитом Тевтобургском лесу, а потом нелегально перешел австрийскую границу.

Но в Австрии тоже было небезопасно, поскольку еще до "аншлюсса" она буквально кишела нацистской агентурой. И Штрассер решил перебраться в Чехословакию. В Праге он открыл заграничный филиал своей партии, а вскоре организовал подпольную радиостанцию, вещавшую на Германию. В ежедневных радиопередачах он продолжал яростно клеймить Гитлера и его клевретов. Но однажды ночью на радиостанцию напала группа вооруженных людей, которые убили охранника и разгромили оборудование. Нападавших, разумеется, не нашли.

Поняв, что в Чехословакии становится жарковато, "наци-диссидент" перебрался в Швейцарию, а оттуда — в Британию, предварительно распустив слухи о своем предстоящем переезде в Португалию, где его потом долго искали гестаповские киллеры.

В Англии Штрассер, наконец-то почувствовал себя в относительной безопасности, тем более что у местных властей к нему не было никаких претензий. Однако на всякий случай он не афишировал свое местонаходление, понимая, что длинные руки Гестапо могут достать его и там. Во время войны он сотрудничал с английской и американской разведкой, инструктируя агентов, забрасываемых в Германию.

В 1956 году Штрассер вернулся в ФРГ и возродил свое движение под названием "Немецкий социальный союз" с прежней эмблемой и знаменем, на которое была добавлена красная звезда. Но политического успеха не добился, поскольку для правых он был слишком "красным", а для левых — слишком "черным", к тому же — запятнавшим себя нацизмом, хотя, от него он давным-давно отрекся. Штрассер умер в Мюнхене в 1974 году. Безусловно, ему повезло куда больше, чем Троцкому.

На заставке — пропагандистский плакат "Немецкого социального союза" 1960-х годов.


Отто Штрссер со своими сторонниками на тайном собрании в начале 1930-х годов.


Штрассер после 23 лет эмиграции возвращается в Германию.


Сторонники Штрассера (их еще называют штрассеристами) в Европе есть и сейчас, в том числе — среди молодежи.


И даже — в России, где они, наконец-то, уладили свои идейные разногласия с коммунистами.


Вишенка на торте — флаг современных ЛГБТ-штрассеристов. История нередко преподносит удивительные сюрпризы.
4