Где так вольно дышит человек?

Где так вольно дышит человек?


Ровно 85 лет назад, 27 июня 1940 года, вступил в законную силу принятый накануне указ Президиума Верховного совета СССР "О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений". Этим замечательным указом продолжительность рабочей недели была увеличена с 42 до 48 часов при одном выходном дне.

А чтобы увеличение рабочего времени не привело к соответствующему росту зарплат (ведь, деньги, как известно, развращают и портят человека), указ был дополнен постановлением Совнаркома "О повышении норм выработки и снижении расценок в связи с переходом на 8-часовой рабочий день". В общем, товарищи рабочие и служащие, отныне вкалывать вы будете больше, а получать — столько же, ибо нефиг, ведь мы, как сказал товарищ Шахов, к "хорошей войне" готовимся.

Но это, как говорится, были еще цветочки, а ягодки содержались в 3-м пункте постановления, согласкно которому категорически запрещался "самовольный уход" с государственных, кооперативных и общественных предприятий, то есть, увольнение по собственному желанию. А 5-й пункт гласил, что за это "уголовное преступление" полагалось тюремное заключение сроком от 2 до 4 месяцев.

Честно говоря, я не знаю было ли на нашей планете в середине ХХ века еще хоть одно государство, в котором действовал бы аналогичный указ. Однако в его 5-м пункте содержался еще один замечательнй нюанс: "Установить, что за прогул без уважительной причины рабочие и служащие по приговору суда караются исправительными работами на срок до 6 месяцев".

Однако и этого большевицким законодателям показалось мало. И 23 июля того же года вышло совместное постановление Генпрокуратуры и Наркомата юстиции, согласно которому, во-первых, при повторном прогуле срок исправительных работ превращался в срок тюремного заключения, а во-вторых (сюрприз-сюрприз!), опоздания на работу более чем на 20 минут приравнивались к прогулам, как говорится, со всеми вытекающими, вплоть до тюрьмы. В это сложно поверить, но это факт. (Источник)

Ну и — вишенка на торте — 6-й пункт указа, объявлявший о том, что директора предприятий и начальники учреждений, не донесшие в органы о прогульщиках, либо — принявшие на работу лиц, самовольно покинувших прежнее место работы, сами идут под суд!

Таким образом, государственное крепостное право, которое ранее давило только на колхозников (впрочем, составлявших в тогдашнем СССР абсолютное большинство населения), с 27 июня 1940 года было распространено вообще на всех трудоспособных граждан (хотя, можно ли называть крепостных гражданами?), вне зависимости от специальности и места работы. Он радистов, машинистов и бульдозеристов, до таксистов, юристов, массажистов и артистов. Такого в России до большевиков не было, пожалуй, вообще, никогда.

И не надо думать, будто это всего лишь юридическая формальность, на которую никто не обращал внимания, как это порой бывает с нашими законами. Вовсе нет. Указ от 26.06.40 очень рьяно воплощался в жизнь. Всего да два с половиной месяца с момента его вступления в силу, а именно — до 15 сентября 1940 года, по нему было реально  осуждено почти 907 тысяч человек, из них, за прогулы (включая опоздания) — 755 тысяч, за самовольное увольнение — более 131 тысячи, а еще 2949 — "за покровительство прогульщикам".

К 1-му января 1941 года количество осужденных "указников" выросло до почти двух миллионов, из них 1 миллион 648 тысяч прогульщиков, 300 тысяч самовольно уволившихся и 6951 "покровитель прогульщиков". К началу 1943 года число судебных приговоров по указу от 26.06.40 превысило 5 миллионов, а к моменту его отмены 26 апреля 1956 года (да, да, представьте себе, этот указ действовал в полном объеме более 16 лет) — достигло 18 миллионов чловек!

То есть, только за нарушение "большевицкого крепостного права" было в той или иной мере репрессировано (от исправительных работ до тюремного заключения) и получило судимость почти 10% тогдашнего населения СССР. А если брать только городское трудоспособное население, подлежавшее данному указу, то гораздо больше. Верно сказал Эдичка Лимонов: у нас была великая эпоха.

Внизу — оригинал текста указа из газеты "Правда", а наверху — "триумфальная арка" перед въездом в один из воркутинских лагерей ГУЛАГа.

455-255-10827-3-PC138606.jpg
5