Как Маску удалось убить компанию стратегии голубого океана

Мы сейчас становимся свидетелями удивительных событий в мире, и мир бизнеса тому не исключение.

Одним из таких удивительных и очень поучительных для бизнеса событий является поведение Илона Маска и ситуация с Tesla, продажи которой рухнули менее чем за месяц на 45% в мире, а в отдельных странах и на все 70%.

Чем интересен для руководителей этот кейс?

Тем, что на его примере мы в реальном времени можем наблюдать, какая ответственность лежит на лидере, и к чему может привести отрыв лидера от реальности и, главное, как разрушительно может быть это поведение для компаний. Особенно, если весь этот бизнес и его успех был завязан на личности лидера.

Илон Маск в основу успеха бизнес-модели своей компании положил ценностные критерии развития и прогресса, таким образом расположив к себе аудиторию именно с такими же ценностями. И когда он изменил этим ценностям, то его бизнес лишился очень лояльной, к тому же еще и финансово обеспеченной аудитории.

С ценностями нельзя играть, такое не прощается людьми. Люди не очень любят, когда их обманывают, и особенно не любят, если этот обман касается ценностей. Особая роль ценностей в жизни человека связана с тем, что они воспринимаются людьми как неотъемлемая часть их личности, и поэтому даже словесная критика ценностных моментов вызывает в мозге реакцию сопоставимую с прямой физической агрессией.

Есть еще один важный и уникальный аспект кейса Маск/Tesla, что мы видим разрушение стратегии Голубого океана. Очевидно, что невероятный успех Tesla как раз связан с тем, что это как раз компания стратегии Голубого океана. Только абсолютная лояльность клиентов по отношению к такой компании обеспечивала неоправданную стоимость Tesla, чья капитализация на пике была больше других автомобильных компаний вместе взятых.

Маск разрушил бизнес компании Tasla
1