Объявлены финалисты премии за лучшую аудиозапись «Чистый звук»

Объявлены финалисты премии за лучшую аудиозапись «Чистый звук»

Международная премия за лучшую аудиозапись произведений российской академической музыки «Чистый звук» организована Российским музыкальным союзом (РМС). Премия уже вручалась в 2019 и в 2021 годах, в 2025 году лучшие релизы будут названы в третий раз. В этом году премию поддерживает Президентский фонд культурных инициатив (ПФКИ).

На «Чистый звук»-2025 подано более 200 заявок, в список финалистов вошли три аудиозаписи в каждой из восьми номинаций. В преддверии торжественного вручения премии в ТАСС прошла пресс-конференция, на которой устроители рассказали о том, как в этом году проходит «Чистый звук», о перспективах проекта, а также о том, в чем уникальность премии и почему она необходима.

Вступительное слово произнес председатель жюри финального этапа премии, художественный руководитель Московской филармонии, председатель Совета Союза композиторов России, профессор Московской государственной консерватории Александр Чайковский. Он рассказал, что в премии участвуют записи, сделанные на основе академической российской музыки: и классической, и написанной в наши дни, разнообразной по жанрам. Таким образом, осуществляется ее популяризация, в том числе и международная. А это крайне важно. Он рассказал и о великих советских звукорежиссерах, когда-то работавших не с самой лучшей аппаратурой, однако создававших шедевры звукозаписи. «Иногда звукорежиссер незаслуженно остается в тени. Когда качество звука плохое, винят его. Но когда все качественно и классно, о звукорежиссере не вспоминают», — посетовал Александр Чайковский.

Руководитель проекта, председатель Гильдии звукорежиссеров РМС, профессор Всероссийского государственного института кинематографии, профессор Института современного искусства, звукорежиссер Московского концертного зала «Зарядье» Мария Соболева продолжила эту мысль: «Хороший звукорежиссер действительно не заметен. Он так замечательно соединяет слушателя и исполнителя, что его не видно». При этом уникальность премии «Чистый звук» в том, что она выявляет лидеров аудиорынка, тех, кто нашел друг друга и сделал превосходный продукт. Свои работы на участие в премии могут подавать любые правообладатели: и композиторы, и продюсеры, и звукорежиссеры, и исполнители. Она рассказала и о том, что доля услышанного посредством звукозаписи по сравнению с концертными залами все время растет. Рынок звукозаписи крайне важен с точки зрения общей культуры общества. Мария Соболева отметила, что премия очень быстро развивается. Если в 2019 и 2021 годах на «Чистый звук» поступило чуть больше 100 релизов, то в 2025-м жюри изучило более 200 работ. Значительно расширилась и география смотра. Прежде работы на конкурс поступали преимущественно из Москвы, Петербурга и центральных регионов России. В этом году в премии приняли участие 26 регионов. Повышается и уровень работ, — при этом премия оказывает существенное влияние на академическую музыку по всей стране, открывая новые имена, поддерживая композиторскую школу, исполнителей, звукорежиссеров и всю звукозаписывающую индустрию в целом.

Председатель жюри отборочного этапа премии, начальник Службы звукообеспечения, звукозаписи и интернет-трансляций Московской государственной академической филармонии Павел Лаврененков поведал о принципах, по которым в «Чистом звуке» осуществляется судейство: каждый член жюри слушает записи через личный кабинет, выставляет свои оценки, а потом организаторы их суммируют. «Никому из нас и в голову не приходило спросить коллегу по жюри, что он думает о той или иной представленной на конкурс работе. Это было бы неправильно. Снизился бы уровень непредвзятости», — отметил он. Также он обратил внимание на две крайности, присущие многим из тех, кто отправляет свои работы на конкурс. По правилам «Чистого звука», в отборе могут принимать участие, во-первых, академические сочинения российских композиторов любой эпохи, написанные в любом академическом жанре, для любого исполнительского состава, включая произведения с использованием электронных эффектов и звукозаписей. Во-вторых — профессиональные авторские обработки фольклорного музыкального материала, сделанные российскими композиторами. И, наконец, концептуальные сочинения российских композиторов. Крайности же заключаются в том, что в первом случае на конкурс присылают хорошо известную классическую музыку, условно говоря, симфонию Петра Ильича Чайковского, а во втором случае автор сам сочиняет музыку, записывает ее дома и отправляет аудиозапись на конкурс. Но звукорежиссерскую идею, не говоря уже о музыкальной, при записи на синтезаторе представить трудно. На «Чистом звуке III» подобных крайностей, по его мнению, стало меньше, появилось больше произведений современных российских авторов. И общий уровень произведений, представленных на конкурс, явно стал выше.

Павел Лаврененков и Мария Соболева рассказали и о том, что сейчас молодых звукорежиссеров готовят гораздо лучше, чем десять лет назад. Значительно вырос преподавательский уровень, и это очень влияет и на качество режиссуры, и на результаты премии «Чистый звук». При этом высших учебных заведений, готовящих звукорежиссеров, в Москве вполне достаточно, а вот в регионах не хватает. В основном они образовались там, где были филиалы фирмы «Мелодия» и звукорежиссерские коллективы. Не в каждом большом городе есть вуз, отделение или кафедра звукорежиссуры, но постепенно их число увеличивается. Мария Соболева поблагодарила Президентский фонд культурных инициатив за поддержку, благодаря которой проведение премии стало более масштабным.

Генеральный директор РМС, главный дирижер и художественный руководитель Академического Большого концертного оркестра имени Ю. В. Силантьева, художественный руководитель проекта, заслуженный деятель искусств России Александр Клевицкий заявил, что благодаря «Чистому звуку» возникло целое движение звукорежиссеров, которые теперь собираются на различные мероприятия и семинары со всей страны, в том числе на Международный симпозиум «Индустрия звукозаписи академической музыки», организованный РМС. Он назвал финалистов премии и добавил, что свои призы будут учреждать и различные организации. Полный список релизов-финалистов премии опубликован на сайте проекта. А торжественная церемония награждения лауреатов III Международной премии за лучшую аудиозапись произведений российской академической музыки «Чистый звук» состоится 17 июня 2025 года в Москве, в театральном центре «На Плющихе». Прямую трансляцию можно будет посмотреть на портале «Культура. РФ».

А пока «Культуромания» спросила Павла Лаврененкова о связи советской школы звукорежиссуры с современной.

— Советская звукозаписывающая школа была тесно связана с радио. Осталось ли от этого что-нибудь сейчас, когда прежнего радио больше нет? На Малой Никитской, бывшей улице Качалова, находится бывшее здание Государственного дома радиовещания и звукозаписи (ГДРЗ). Когда-то там были уникальные аудиостудии…

— Кое-что из этих аудиостудий, к счастью, осталось. ГДРЗ моя alma mater, я в нем родился как звукорежиссер. Самые первые высшие курсы по звукорежиссуре, куда принимали только людей с высшим музыкальным образованием, были в Доме радиовещания и звукозаписи. Я эти курсы окончил, затем постоянно там записывался, работал, продолжаю работать и сейчас. Прихожу туда как приглашенный звукорежиссер, и работаю в тех же двух студиях, первой и пятой. Слава богу, что они сохранились.

Что касается передачи опыта, то на советском радио была одна из немногих школ звукозаписи — и при этом самая крупная. Еще в Москве был пул звукорежиссеров фирмы «Мелодия», были звукорежиссеры на телевидении. Но у телевидения много разных задач. Там, кроме классической музыки, еще и разные передачи, и шоу, и бог знает что еще… На телевидении звукорежиссеры должны были уметь все. Самая высокая и самая лучшая школа классической музыки была в ГДРЗ. Там работали самые сильные звукорежиссеры. Я считаю себя одним из продолжателей этой школы, поскольку учился у старших звукорежиссеров на радио. Своим педагогом считаю Любовь Александровну Доронину. У меня «на ушах» работы знаменитых звукорежиссеров советского времени: Данилина, Беднова и многих других. Таких, как я, человек пять-шесть, — и мы передаем эту эстафету.


Алексей Филиппов

Фото: Вероника Скворцова

 

2