Уникальность спектакля «Аркаим» в глубоко личной природе и важной миссии – осветить проблему деменции, с которой ежедневно сталкиваются миллионы россиян. Проект не только раскрывает внутренний мир страдающих, но и напоминает о важности любви и уважения к близким в любой ситуации.
Пьеса, положенная в основу спектакля, принадлежит перу драматурга Ксении Адамович. Вдохновением послужил личный опыт общения с дедушкой, полковником танковых войск, который прожил долгую жизнь, но последние годы провел в плену сосудистой деменции. Процесс написания пьесы занял полтора года. Изначально автор вела дневниковые заметки, фиксируя высказывания сиделки, а затем события, происходящие с ее родным человеком. Позже дополнила материал рассказами других людей, столкнувшихся с аналогичной ситуацией. Истории собирались среди друзей, коллег и незнакомых людей с подобным опытом, которые поделились своими историями.
Через призму личных переживаний Адамович смогла правдиво передать повседневную реальность семей, вынужденных адаптироваться к новым условиям жизни с диагнозом. «Я поняла, что эта тема очень важна – ведь болезнь не должна быть стыдной или скрываемой. Наоборот, об этом нужно говорить открыто», – рассказывает она.
На первом публичном чтении еще только заметок будущей пьесы в рамках конкурса «Охота за реальностью» большая часть зала ответила утвердительно на вопрос: «Есть ли у кого-нибудь из ваших близких проблемы с памятью?». Как вспоминает сама автор, «я вдруг поняла, что, возможно, эта тема гораздо важнее, чем я предполагала».
Постановкой спектакля занялся режиссер Руслан Маликов, проработавший свыше двадцати лет в театре, в том числе документальном и социальном. Совместно с командой он воплотил на сцене настоящую жизненную историю, в которой техника вербатима – прием, основанный на сборе и применении реальных высказываний самих участников ситуации: пациентов, их близких и медиков совмещается с видео, искусственным интеллектом, и хорошо известными публике мелодиями.
Спектакль представляет собой уникальное путешествие: зрители оказываются на вокзале, где настоящее плавно переходит в прошлое, а деменция становится путеводной нитью через лабиринты изменяющейся памяти.
Основной темой постановки является преодоление чувства одиночества и изоляции, связанных с уходом за пациентами с деменцией. «Люди боятся говорить о своем опыте, считая его постыдным, – поясняет автор пьесы. – Моя цель – показать зрителю, что болезнь, любая болезнь – не может быть стыдной. И что они не одни, что множество людей проживают то же, что и они».
Помимо реалистичного подхода, создатели спектакля стремятся донести главную мысль: человеческое достоинство сохраняется даже в тяжелых обстоятельствах, а любовь и поддержка близких способны смягчить страдания пациента и облегчить процесс адаптации всей семьи.
Ксения Адамович вместе с режиссером принимала участие в кастинге: «Всех артистов мы утверждали вместе, все предложения мы обсуждали, пока не поняли, – да, вот это наш состав». Такая солидарность обеспечила гармонию на площадке и помогла сформировать сплоченную команду.
Спектакль соберет на сцене известных артистов театра и кино: заслуженную артистку России Елену Морозову, Ольгу Лапшину, Нелли Уварову, Константина Кожевникова, Юлию Башорину, Марию Лапшину, Ольгу Евсееву, Ксению Чачаву, Александра Весну и Ивана Василевского.
За каждой историей стоит человек со своей судьбой. И действительно, этот спектакль напоминает нам о необходимости любви и уважения к тем, кто нас вырастил. Автор подчеркивает: «Самое важное, что мы можем подарить нашим близким, – это любовь и принятие, какими бы они ни были. Наш мир – это наши родные. Если для их благополучия и защиты нужно противостоять всему остальному непонимающему миру, значит, нужно. Противостоять именно любовью – и тогда мир услышит. Любовь, настоящую любовь – невозможно не услышать».
Специальный пресс-показ новой постановки прошел 10 июня на малой сцене РАМТ. Премьера спектакля запланирована на 1 октября, в Международный день пожилых людей.
Татьяна Лыкова
Фото: Анастасия Чистякова