Современные российские фильмы для детей и подростков — что посмотреть?

Современные российские фильмы для детей и подростков — что посмотреть?

«Легенды наших предков», режиссер Иван Соснин, 2025

Киносказки — главное «лакомство», которое предлагают сегодня российские кинотеатры. Причем жанровый и стилистический диапазон в данном случае очень широк: кто-то берет проверенные истории и снимает максимально близко к первоисточнику (франшиза «Волшебник Изумрудного города» Игоря Волошина), кто-то «арендует» брендированных героев (Чебурашка, Баба-Яга) и сочиняет для них новые сюжеты («Баба-Яга спасает мир» Карена Захарова, «Чебурашка» Дмитрия Дьяченко), кто-то увлекается ремейками («Домовенок Кузя» Виктора Лакисова), кто-то (и их меньшинство) пытается удивить зрителя чем-то новым («Феодосийская сказка» Натальи Лебедевой).

Такое изобилие предсказуемо привело к тому, что ажиотаж, связанный с этим жанром, начал спадать: киносказки этого года («Царевна-лягушка» Александра Амирова, «Ждун» Дмитрия Суворова) привлекли в кинотеатры ощутимо меньше людей, чем аналогичные картины прошлого и позапрошлого года. Как бы то ни было, яркие и нестандартные проекты в этом жанре пока снимаются. Один из них — «Легенды наших предков» Ивана Соснина. Это история затюканного журналиста мелкой екатеринбургской газеты (Александр Яценко), за которым вдруг стал ходить лохматый призрак — хозяин леса Нюлэсмурт (Антон Кузнецов). Призрак объясняет удивленному репортеру, что мистические существа из уральских легенд, забытые людьми, начали умирать, и спасать их некому. В итоге наш герой вместе с дочерью отправляется в путешествие по заброшенным деревушкам, знакомясь с потусторонними существами из местных мифов.

«Огненный лис», режиссер Дмитрий Шпиленок, 2024

Документальное кино крайне редко ориентируется на детскую аудиторию (учебные фильмы не в счет), но исключения иногда бывают очень удачными. Одно из них — фильм-поэма Дмитрия Шпиленока, рассказывающая о не слишком храбром лисенке, который встречает красавицу-лису по имени Лава, влюбляется в нее — и эта любовь помогает ему повзрослеть и преобразиться.

Интересно и то, что фильм помогает маленьким зрителям не только познакомиться поближе с рыжими пушистиками, но и дает возможность «побродить» по Кроноцкому заповеднику, который закрыт для посещения. За своими героями режиссер и оператор наблюдали 26 месяцев, и за это время лисы так к ним привыкли, что даже оставляли им своих детенышей, когда уходили охотиться. В итоге получилось трогательное семейное кино, на котором даже малыши сидят, не шелохнувшись.

«Бери да помни», режиссер Байбулат Батуллин, 2023

Разговоры о возрождении детского игрового кино слышны уже лет десять, однако пока что мы научились снимать только киносказки, а все остальные попытки создать что-то убедительное в этом жанре так и остались просто попытками. Тем интереснее дебют выпускника МШК Байбулата Батуллина, сумевшего создать искреннее и трогательное кино на очень непростом материале. Речь в его фильме идет о мальчишке, который сильно скучает по родителям, но вынужденно живет в деревне с бабушкой и дедушкой. Те в свою очередь не знают, как объяснить внуку, что родители никогда не вернутся, и прячут свое отчаяние, чтобы не травмировать малыша.

И что удивительно, но из этого, по сути, трагического сюжета, режиссер умудряется сделать невероятно светлое кино, которое говорит с ребенком о важных вещах в понятной и легкой форме. Да и взрослые зрители плачут в финале — слезами очищения.

«Сто лет тому вперед», режиссер Александр Андрющенко, 2024

«Фантастика — удовольствие дорогое», — говорят представители киноиндустрии, когда их спрашивают, почему картины этого жанра практически не появляются на наших экранах. Дело, однако, все-таки не только в этом. Киносказки тоже требуют огромных бюджетов, однако их снимают многие. С фантастикой же работают единицы. Видимо, в прокатный потенциал жанра продюсеры не особо верят: бабушки и внуки-дошкольники в кинотеатр на фильм не придут, а подростки — аудитория нестабильная.

Тем не менее, есть проекты, опровергающие этот скепсис. В прошлом году настоящей сенсацией стал фильм «Сто лет тому вперед» Александра Андрющенко, который сумел собрать отличную кассу (более 1.5 миллиарда рублей), в том числе и за счет подростков, принявших вольную экранизацию Кира Булычева на ура. Впрочем, формула успеха фильма состоит из нескольких слагаемых. Во-первых, это внутренняя свобода создателей: они не стали копировать сюжетные ходы, предложенные Булычевым, а написали собственную историю. Во-вторых, отличное знание запросов аудитории: «Сто лет тому вперед» — бодрое и динамичное действо, говорящее с подростками на одном языке. И, в-третьих, на экране мы видим не просто группу героев, а полнокровную вселенную, особый мир, в который хочется погружаться снова и снова.

«Кракен», режиссер Николай Лебедев, 2025

Еще один пример неплохого зрительского кино, которое с удовольствием посмотрит подросток. Это история двух братьев-подводников, один из которых ушел в море и исчез с радаров, а второй отправился его выручать. К несчастью, причиной крушений оказался огромный спрут Кракен, способный перерубить любую подлодку одним ударом.

Фильм интересен не только вполне достойной графикой, но и тем, что сквозь залихватский экшн отчетливо проступает важный месседж, заложенный авторами. И он абсолютно ненавязчиво говорит о том, что во время кризисных ситуаций выживает не самый сильный и смелый, а тот, кому есть о ком заботиться. Правда, серьезные сценарные огрехи вряд ли позволят «Кракену» стать чем-то большим, чем просто «фильм на один вечер», но за посыл и за зрелищность включаем его в наш список.


Вера Алёнушкина

Фото: кадр из фильма «Сто лет тому вперед» (centpart.ru)


 

7