Ровно 85 лет назад, 22 марта 1940 года, в военное министерство Великобритании поступил сверхсекретный меморандум, отправленный физиками-ядерщиками Отто Фришем и Рудольфом Пайерлсом. В нем содержалось теоретическое обоснование возможности создания атомной бомбы и основные характеристики этого супероружия.
Самое интересное в этой истории — то, что оба автора меморандума были выходцами из Германии, не захотевшими работать на родине из-за идейных разногласий с нацистским режимом. Вдобавок, оба они были евреями. Фриш и Пайерлс рассчитали, что для ядерного боезаряда необходимо всего 5 кг обогащенного урана, а мощность такого заряда будет эквивалентна двум тысячам тонн динамита. Впоследствии оба они переехали в США и участвовали в знаменитом "Манхэттенском проекте", в результате которого в 1945 году были изготовлены первые американские ядерные бомбы.
Над проблемой создания такой бомбы еще в конце 1930-х годов работал ведущий немецкий физик Вернер Гейзенберг. Осенью 1939-го он провел свой расчет критической массы уранового заряда, оказавшийся ошибочным. Гейзенберг пришел к выводу, что эта масса должна составлять более полутонны, что делало практическое воплощение идеи ядерного оружия невозможным, поскольку в Германии тогда производилось всего примерно 100 кг обогащенного урана в год. Значительно нарастить это производство тоже было невозможно из-за нехватки урановой руды, к тому же, расчетная масса боеприпаса получалась запредельной, его не смог бы поднять ни один самолет.
Поэтому Гейзенберг, возглавлявший ядерную программу третьего рейха, отказался от идеи "военного атома", переключившись на разработку энергетического реактора. Только в середине 1942 года он решил произвести перерасчет и понял, насколько он ошибался. Его новый результат почти не отличался от данных Фриша и Пайлерса: для атомной бомбы вполне достаточно около 10 кг обогащенного урана. Это означало, что гитлеровская Германия в состоянии стать обладательницей ядерного оружия.
Однако драгоценное время было упущено. К тому моменту в рейхе уже действовал указ, запрещающий любые крупномасштабные научные разработки, если они не обещают практической отдачи в течение нескольких месяцев. Единственное исключение было сделано для ракетной программы "Фау", а на программу разработки атомной бомбы выбить ресурсы не удалось, поскольку Гейзенберг не смог гарантировать нацистскому руководству успеха даже в течение двух-трех лет. В итоге всё ограничилось несколькими эскизными проектами, которые так и остались на бумаге.
А теперь представим себе, что Фриш и Пайерлс работали бы в Германии и ранней весной 1940 года представили свой меморандум не английскому, а немецкому военному ведомству. При благоприятной реакции и выделении необходимых средств Германия вполне могла уже в 1943 или 1944 году провести ядерное испытание, затем — сбросить ядерную бомбу на Англию, а потом, возможно, — и на Америку.
Во всяком случае, проекты бомбардировщиков, способных пересекать Атлантику, там активно разрабатывались. Это могло изменить ход не только Второй мировой войны и даже — всей мировой истории, которая пошла бы по сценарию, описанному в компьютерной игре "Вольшфенштейн: новый порядок". Однако нацисты сами лишили себя такой возможности. Иначе, они не были бы нацистами.
На заставке - фантазия современного художника на тему германской бомбардировки Нью-Йорка.

Группа британских ученых, работавших над созданием ядерного оружия. Второй слева - Отто Фриш, второй справа - Рудольф Пайерлс.

Слева - один из эскизных проектов германской атомной бомбы "пушечного" типа. Справа - полноразмерный макет ядерного реактора "урановая машина", запущенного в Германии 23 марта 1945 года. На тросах висят кубики обогащенного урана, а в окруженную графитовыми брусками емкость, в которую они опускались, заливалась тяжелая вода.

Американцы, захватившие реактор в апреле 1945 года, разбирают его для вывоза в США. Интересно, для чего им каски?

Прорисовки проектов германских "Америка-бомберов" с комбинированными реактивно-поршневыми силовыми установками. Такой самолет, если бы он был построен и успешно прошел испытания, вполне мог бы доставить ядерную бомбу к восточному побережью США.