110 лет тому назад, 22 марта 1915 года, после четырехмесячной осады и неудачной попытки прорыва из окружения безоговорочно капитулировал гарнизон Перемышля — мощнейшей австро-венгерской крепости на Восточном фронте Первой мировой войны.
К этому командира гарнизона, генерала Германа Кусманека вынудило исчерпание запасов продовольствия. Впрочем, до реального голода дело не дошло, Кусманек, утратив надежду на спасение, приказал своим подчиненным сдаваться, когда еще далеко не все гарнизонные лошади и мулы были съедены.
Взорвав форты, склады с боеприпасами и часть артиллерии, сложили оружие девять генералов во главе с самим Кусманеком, а также — 2297 офицеров и 113890 нижних чинов. В целом — более 116 тысяч военнослужащих, из них около 20 тысяч раненых и больных, а остальные — вполне здоровые. При этом русским досталось в исправном состоянии примерно 900 из 1050 крепостных орудий Перемышля.
Для сравнения, в Сталинграде, ставшем переломным моментом Второй мировой войны, сдалось 91545 немецких военных и их союзников, включая 24 генералов и около 2500 офицеров. То есть, на 25 тысяч человек меньше, чем в Перемышле.
Но, к сожалению, Перемышль не сыграл в Первой мировой той символичной и знаменательной роли, какую во Второй мировой сыграл Сталинград. Его капитуляция вообще не имела большого значения для общей стратегической обстановки на русско-австрийском фронте, не говоря уж о русско-германском.
Несмотря на высвобождение благодаря капитуляции гарнизона крепости более 100 тысяч человек из 3-й Армии генерала Ратко-Дмитриева и 11-й Армии генерала Селиванова, нашим так и не удалось прорвать оборону австрийцев на карпатских перевалах и выйти на венгерскую равнину, хотя, именно таков был приказ командующего Юго-Западным фронтом, отданный еще в январе.
А 2 мая немцы, сосредоточив людские резервы и большое количество тяжелой артиллерии, нанесли мощный удар по русским войскам в районе города Горлице, быстро взломали фронт и стремительно двинулись вперед, заставив царскую армию покинуть Галицию, Польшу, а затем и Литву. Уже 15 мая немцы вновь подошли к Пермышлю, а 5 июня русские под угрозой окружения оставили полуразрушенную крепость, ставшую малопригодной для обороны. Но это уже другая история.
На заставке — обложка английского журнала "Иллюстрированная война" за апрель 1915 года, в котором сообщалось о взятии русскими Перемышля. Справа — первый российский военный комендант крепости, генерал от инфантерии Леонид Артамонов в бывшей резиденции Кусманека, где ему достался в наследство большой портрет австрийского императора Франца-Иосифа. Далее — фотографии ,сделанные в Перемышле и его окрестностях вскоре после капитуляции крепости.

Русские офицеры в одном из частично подорванных фортов.

Ров, взорванный фланкирующий капонир и проволочные заграждения еще одного полуразрушенного форта.

Внутренний дворик форта №1, поврежденного русским артобстрелом во время осады.


Австрийские лошади, забитые незадолго до окончания осады, которых солдаты гарнизона употребляли в пищу.

Захваченный на крепостной железнодорожной ветке австрийский бронепаровоз с тендером и сгоревший вагон.

Захваченное крепостное орудие под навесом и его боеприпасы.

Брошенная австрийцами артбатарея.

Зазваченные в Перемышле тяжелые гаубицы и русский солдат.

Еще одна трофейная австрийская тяжелая артбатарея, оставленная вдоль дороги на Перемышль. Вдали видна группа русских офицеров и штабной автомобиль.

Пленные австрийцы, несущие конину себе на обед. А может, на ужин. Как видите, они отндь не выглядят голодными и изможденными. Особенно — в сравнении со "сталинградскими немцами".

Групповой снимок на память русских и пленных австрийских офицеров, сдавшихся в Перемышле.

Первая колонна сдавшихся в Перемышле австрийских солдат бодро марширует в лагерь для военнопленных.

Привал по дороге в лагерь.

Слева — первая вывеска в русском Перемышле. Справа — акварельные рисунки неивестного автора, изображающие двух сдавшихся в Перемышле австрийских солдат. Один из них, судя по вензелям на штанах, — венгр.