Потерянное столетие



205 лет тому назад, в марте 1820 года граф Николай Новосильцев представил императору Александру Первому проект Государственной Уставной Грамоты Российской Империи, над которой он с несколькими ассистентами тайно работал по личному поручению царя в течении двух лет, с марта 1818-го. Фактически этот документ представлял собой первую российскую конституцию. За образец была взята принятая в 1815 году и утвержденная царем  конституция Царства Польского.

"Грамота" предусматривала формирование общеимперского двухпалатного парламента — Государственного Сейма (показательно, что использовался польско-литовский термин "сейм"), а также — местных, региональных парламентов. Кроме того, она провозглашала принцип разделения властей, независимость Верховного суда, равенство всех граждан перед Законом, свободу печати и целый ряд других прогрессивных нововведений. В частости, в ней содержался пункт, ограничивающий произвол административной власти: "никто не может быть арестован без предъявления обвинения и никто не может быть наказан иначе, как по суду".

При этом "Грамота" не ставила под сомнение верховенство монаршей воли. Император оставался главой исполнительной власти, обладал наравне с Сеймом правом законодательной инициативы, имел право единолично назначать и отстранять от должности любых чиновников, вплоть до премьер-министра, а также мог наложить вето на любое постановление Сейма.

Тем не менее, "плешивый щеголь" испугался собственной смелости, сочтя документ слишком либеральным и вольнодумным. Он даже не предложил Новосильцеву его доработать, а повелел спрятать подальше и забыть. Текст "Уставной Грамоты" был строго засекречен, а любые упоминания о ней в прессе — категорически запрещены. Однако в 1830 году польские повстанцы, захватившие варшавский дворец Новосильцева, обнаружили в бумагах графа рукописный оригинал "Грамоты" и немедленно опубликовали его.

В дальнейшем он был переведен на французский, немецкий и английский языки, получив широкую известность в Европе и Северной Америке. Но в России этот проект вплоть до 1905 года оставался под запретом, а за его хранение и распространение можно было получить тюремный срок.

Очень жаль, что Российская империя по вине косного и непоследовательного самодержца упустила свой шанс стать конституционной монархией. Вторично он был упущен в 1881 году, когда Александр-III отверг проект конституции Лорис-Меликова и выгнал в отставку его автора. В результате, страна так и осталась, по сути, средневековой сословно-абсолютистской деспотией, хотя и в современном европейском антураже.

Подобный способ правления, в принципе, еще годился при условии, если на троне восседал человек мудрый, решительный, хорошо образованный и дальновидный. Но когда на престол взошло такое ничтожество, как Николай Третий, — алкоголик, бабник, трус и любитель компьютерной лапты, не обладавший ни одним из монарших достоинств, крах самодержавия стал неизбежным. Это мне тут вспомнился сюжет недавнего фантастического телесериала "Азазель".

А на заставке — граф Новосильцев, его проект конституции, изданный в Германии в 1903 году, и Алекcандр-I, поставивший крест на этом проекте, который он сам же инициировал.
7