Рожденный на закате

Рожденный на закате
Интересно, что ровно через 30 лет после первого взлета Ту-124, а именно 29 марта 1990 года впервые поднялся в воздух прототип разработанного в ОКБ имени С.В. Ильюшина регионального турбовинтового самолета Ил-114, который позиционировался как сменщик устаревающего "воздушного автобуса" для местных авиалиний Ан-24 — самого массового самолета "Аэрофлота".

К сожалению, наступивший через полтора года развал СССР и всё, что за ним последовало, на 35 лет затормозили внедрение в крупносерийное производство этой машины. Попытка наладить ее выпуск в Узбекистане, на Ташкентском авиазаводе, куда успели передать из Москвы техническую документацию и осастку, не увенчалась успехом.

Из-за разрыва хозяйственных связей между союзными республиками, превратившимися в независимые государства, производство шло черепашьими темпами. В среднем — по одной машине в год, причем — не каждый год, а в 2012 году оно было заморожено и до сих пор не возобновилось. С 1993-го по 2012-й в Ташкенте построили всего 15 экземпляров Ил-114.

Но в 2024 году выпуск новой версии Ил-114-300, целиком состоящей из российских комплектующих, включая двигатели ТВ-117СТ-01, был организован уже в России, на Луховицком авиазаводе. Сейчас первый луховицкий экземпляр проходит испытания, а на заводе заложены еще восемь бортов, находящихся на разных стадиях сборки. При этом уже заключены предварительные соглашения с различными российскими авиакомпаниями на поставку 60 машин.

Осенью этого года ожидается получение лайнером сертификата летной годности, позволяющего выпустить его на регулярные авиалинии. Будем надеяться, что за вслед закатом для Ил-114 наконец-то придет рассвет. Ведь, несмотря на солидный, по авиационным меркам, возраст, он еще далеко не устарел.


Первый прототип Ил-114 на авиасалоне в Ле-Бурже в 1991 году.

сергей кононенко.jpg
В полете Ил-114 Ташкентского авиазавода в раскраске авиакомпании "Узбекистон Хаво Йуллари", повторяющей цвета узбекского флага, фото Сергея Кононенко.

андрей дыбин.jpg
Линейка узбекских Ил-114, фото Андрея Дыбина.

055489.jpg
Построенная в Ташкенте и принадлежащая России летающая лаборатория Ил-114ЛЛ "Радар", предназначенная для ледовой разведки, разведки полезных ископаемых, поисково-спасательных операций и других задач, о которых я лучше промолчу.

федор борисов.jpg
Фантастический трюк, говорящий как о высоких летных характеристиках машины, так и о мастерстве экипажа, — "Радар" на авиашоу в Жуковском делает "бочку", фото Федора Борисова.

ria_8653603hrjpg_fd7.jpg
Первый взлет Ил-114-300 в марте 2024 года. самолет еще не окрашен.

1046d3691b787c31608122098.jpg
Ил-114-300 в очередном испытательном полете после окраски.

10.jpg
"Стеклянная" кабина Ил-114-300 выглядит вполне современно. Вместо "будильников" — многофункциональные жидкокристаллические дисплеи.

ил-114.jpg
Пассажирский салон тоже неплох.

8