Ровно 90 лет назад, 1 апреля 1935 года впервые взлетел прототип самолета "Норт Эмерикен" NA-16, котороый положил начало большому семейству учебно-тренировочных машин, ставших самыми распространенными "летающими тренажерами" в странах антигитлеровской коалиции. На них прошли летную подготовку десятки тысяч военных пилотов из США, Великобритании и их союзников.
Всего с 1937 по 1952 год было построено более 17 тысяч представителей этого семейства, из которых наиболее массовым стал Т-6 "Тексан" (в Англии и британских доминионах он носил название "Харвард"), растиражированный в количестве 15450 штук. Эти машины состояли на вооружении в 64 странах в течение нескольких десятилетий, а последние из них были списаны военно-воздушными силами ЮАР в 1995 году.
Познакомились с "Тексанами" и наши пилоты: с 1943 по 1945 год в СССР поступило по ленд-лизу 82 самолета этого типа (хотя заказано было 225), которые до конца 1940-х годов применялись в летных училищах советских ВВС, а также — в качестве тренировочных и связных машин — в некоторых истребительных авиаполках . В послевоенне годы сотни "Тексанов", переделанных в штурмовики и легкие бомбардировщики, принимали участие в десятках межгосударственных и гражданских войн в Африке, Азии и Латинской Америке.
Многие хорошо сохранившиеся экземпляры, приобретенные различыми организациями и частными лицами, летают до сих пор, регулярно принимая участие в авиашоу. На заставке — первый прототип NA-16. Обратите внимание, что эта и другие ранние модификации знаменитого "тренера" имели неубирающееся шасси.

Чертеж "Тексана".

Первая серийная версия, которая строилась для американского ВМФ под обозначением NJ-1.

Женщины из вспомогательной службы американской морской авиации WAVES моют "Тексан" на одной из авиабаз в 1944 году.

Английские "Харварды" в полете.

По окраске и опознавательным знакам может показаться, что это американский самолет, однако, обратите внимание на маленький российский флажок на хвосте. На самом деле этот "Тексан" приобретен Вадимом Задорожными, входит в коллекцию его технического музея и базируется на подмосковном аэродроме Орешково. Снимок сделан в 2023 году.

Некоторые из великого множества вариантов окрасок "Тексанов" разных стран. Сверху вниз:
"Тексан" советских ВВС времен Великой Отечественной войны.
Тексан израильских ВВС времен операции "Кадеш" 1956 года.
Южнокорейский "Тексан" — участник Корейской войны 1950-53 годов.
"Тексан" кубинских правительственных ВВС периода гражданской войны на Кубе 1956-59 годов.
"Тексан" сепаратистского государства Катанга, существовавшего на юге республики Конго с 1960 по 1963 год. Обратите внимание на подкрыльевые пулеметные контейнеры, превратившие машину в штурмовик.