Ровно 160 лет назад пал Петербург. Он выдержал долгую изнурительную блокаду и разрушительные бомбардировки, а его защитники сумели отразить два штурма, нанеся врагу тяжелый урон. Но 2 апреля 1865 года осаждавшим удалось пробить защитный периметр и захватить ключевые форты. Дальнейшая оборона стала невозможной и гарнизон покинул город.
Командующий осадной армией генерал Улисс Грант сделал ставку на внезапность и не прогадал. Массированная атака двух армейских корпусов началась еще затемно, в 4.40 утра, без артподготовки. Уже через 20 минут Вермонтская бригада генерала Горацио Райта захватила передовые траншеи, прорвав оборону на юго-западном участке фронта. Дивизия генерала Хета оказалась отрезанной от города. Под натиском дивизий Майлза и Шеридана она откатилась на 10 километров и фактически вышла из игры.
Отбросив Хета, корпуса развернулись на 90 градусов и атаковали город с запада. Дивизия генерала Форстера начала штурм фортов Грегг и Уитворт. Гарнизон Грегга численностью всего 214 человек три часа отражал атаки, и только когда Грант усилил Форстера еще несколькими батальонами, доведя численный состав его дивизии до восьми тысяч солдат и офицеров, форт был захвачен после яростной рукопашной схватки. Вслед за ним пал и Уитворт, который обороняли 286 бойцов. Тем временем войска 2-го корпуса, вклинившись между фортами и рекой Аппоматокс, атаковали дивизию генерала Лонгстрита и вынудили ее отойти на окраину города.
После захвата фортов и отступления Лонгстрита Петербург оказался беззащитным с западного направления. Но федеральная армия, утомленная долгим сражением, приостановила наступление, отложив взятие города на следующий день. Воспользовавшись этой паузой, уцелевшие защитники ночью ушли за реку по быстро наведенному понтонному мосту, правда, тяжелую артиллерию, которую мост не выдерживал, им пришлось бросить. Падение Петербурга открыло федералам прямую дорогу к Ричмонду — столице Конфедерации Южных штатов.
В последнем штурме северяне потеряли убитыми и ранеными 3936 человек. Потери конфедератов с такой точностью не подсчитаны и оцениваются примерно в пять тысяч солдат и офицеров, из которых около трех тысяч сдались. А на заставке — геройский подвиг капитана Чарльза Гулда из 5-го добровольческого полка штата Вермонт, который первым ворвался в форт Грегг, получив за это высшую награду США — Медаль почета.

Карта-схема третьего штурма Петербурга, завершившего десятимесячную эпопею обороны города. Федералы, как всегда, — синие, сепаратисты — красные.

Одна из захваченных федералами траншей петербургского оборонительного периметра.

Планы осадных сооружений, которые северяне возвели вокруг Петербурга летом 1864 года.

При обстреле города применялись тяжелые 13-дюймовые осадные мортиры "Диктатор".

Одна из них была установлена на железнодорожный лафет, но тележка не выдержала отдачи и развалилась после нескольких выстрелов.

Одна из осадных батарей 20-фунтовых нарезных орудий Пэррота.


14-фунтовые бронзовые нарезные пушки Джеймса — широко распространенные в федеральной армии полевые орудия, которые применялись на всех фронтах, в том числе и под Петербургом.

Саперы федеральной армии.

Офицеры-федералы и их денщики в осадном лагере под Петербургом.

Укрытия от снарядов, построенные петербуржцами во время осады.

Жилой блиндаж генерала Стедмана — одного из старших офицеров петербургского гарнизона.

Петербургские рогатки. В осажденном городе было налажено массовое производство этих несложных, но эффективных полевых заграждений.

Тяжелое морское орудие петербургского форта Седжвик. Обратите внимание на заряды крупной картечи, стоящие на станинах лафета.

Наплавной мост, по которому гарнизон ушел из города.

Захваченные федералами тяжелые полевые орудия, которые защитники Петербурга не смогли эвакуировать.
А дальше — фотки 18+.
Погибшие конфедераты в захваченных федералами фортах.


