Андрей Денников был великолепно и многогранно одарен: актер и режиссер, драматург, балетмейстер и художник-постановщик, поэт и певец. Он прожил яркую и короткую жизнь, сверкнул, словно падающая звезда, и сгорел. О нем самом и том, как хранят его память, рассказывает директор Фонда Памяти Андрея Денникова Светлана Колосова.
— Светлана, расскажите, как возник фонд?
— Я пришла в театр Андрея Денникова как зритель. Когда Андрея не стало те, кто был влюблен в его творчество и кому дорога его память, стали проводить показы видеозаписей спектаклей Андрея Денникова. В Москве, в других городах России: в Петрозаводске, Обнинске, Троицке, Рязани, в Сегеже, Беломорске, Кондопоге, Санкт-Петербурге… Даже в Кишиневе прошли показы. Интерес был велик, сопереживание тому, что люди видели во время показов, было очень большое. Мы видели, что зрителям это нужно. Светлое, духовное искусство Андрея, которому он служил всю жизнь, по-прежнему актуально. Мы стали называть нашу деятельность «фондом» когда фонда юридически еще не было, а потом все-таки решили его зарегистрировать.
Фонд Памяти Андрея Денникова существует как некоммерческая организация. Он очень молод, ему чуть больше двух лет. Тем не менее, за это время сделано было немало: прошла выставка памяти Андрея, организованная нашим фондом и Московским Государственным музеем Сергея Есенина. Вместе с Международным Форумом «Золотой Витязь», который возглавляет народный артист РФ Николай Петрович Бурляев, мы провели онлайн фестиваль #Денников45. Недавно прошел вечер памяти Андрея. В Москве ежемесячно проходят видеопоказы его спектаклей, выпускаются печатные издания, посвященные его творчеству. Сейчас мы начали видеопоказы в Тамбовской области.
— Чем было искусство Денникова? Андрей работал в Театре кукол имени С.В.Образцова и был его надеждой – театр тогда находился в упадке. Но в труппе его спектакли принимали не все…
— Искусство Андрея было самым настоящим чудом. В театр мы всегда шли как на праздник, и это чувство соприкосновения с чудом всегда храним в наших сердцах. Это был синтетический театр, соединявший кукол и живых актеров, музыку, пение, танец. Он вернул в театр Образцова взрослого зрителя, на спектаклях Андрея всегда были аншлаги. Но его искусство было таким новым и необычным в то время, что многие работники театра, те, кто работал за ширмой, принимали его в штыки.
Было много противников того, что Андрей Денников вышел из-за ширмы, что в своих спектаклях он создавал синтез искусств, которыми сам владел. Андрей прекрасно танцевал, в детстве он был солистом в танцевальной группе Большого детского хора имени В.С.Попова. Бог дал ему певческий голос. Он не обучался пению специально, но у него был идеальный слух и его голосовой диапазон был в четыре октавы. Он мог исполнять партии от колоратурного сопрано до бас-баритона. Он был и драматическим актером, и режиссером, и автором пьес. Последнему помогало то, что он до поступления в ГИТИС три года учился на историко-филологическом факультете в РГГУ.
Он был и художником по куклам – недаром его называли «человек-оркестр». А Николай Петрович Бурляев называл его Моцартом театра, и так оно и было на самом деле. После спектаклей Андрея мы выходили окрыленные и потрясенные. Как говорила народная артистка СССР Вера Васильева: «спектакли Денникова облагораживали наши души». Они открывали самые лучшие стороны в людях. Многие зрители, благодаря им, изменили свою жизнь и изменились сами, стали заниматься творчеством и пришли к вере в Бога. При этом Андрей не поучал и не читал со сцены нотаций.
У него был потрясающий спектакль «Кармен! Моя Кармен!», первая постановка Андрея Денникова, которую я увидела в Театре Образцова. Меня потрясало его режиссерское решение. Ведь Кармен традиционно представляют свободной, свободолюбивой женщиной. А у Андрея она была куклой, которой руководил Черный Тореадор. Андрей показал, что главная свобода человека – свобода от греха и от страстей. А Кармен была ими порабощена.
Хосе не был куклой. Эту роль исполнял актер, перед героем был выбор: пойти по пути погибели, за Кармен, или выбрать Микаэелу, которую тоже играла актриса. Каждым своим спектаклем Андрей открывал для нас что-то новое, и мы ходили на его постановки не один, и даже не десять раз. Многие зрители по нескольку раз возвращаются и на наши видеопоказы – хотя театр живое искусство, спектакль все время меняется, а видеозапись неизменна.
Но сила искусства Андрея такова, что даже на видеопоказах зрители аплодируют, а некоторые и плачут. Иногда зал встает, публика кричит «браво»! Такое чудо сопричастности уникально. И оно происходит благодаря силе духа самого Андрея и его невероятной самоотдаче на сцене.
— Ваш фонд хранит память об Андрее Денникове, но оставил ли он что-то кроме нее? Создал ли Андрей традицию, есть ли у него преемники?
— Преемников как таковых у Андрея нет. Сейчас в театрах кукол очень многие работают тем методом, который начинал Андрей, создавая синтез искусств на сцене. При его жизни, было много противников этого новаторства в театре. Сейчас же многие пытаются создавать синтетическое искусство в театре кукол, используя приемы Андрея, -- но все это внешнее. Андрей создавал нечто большее, чем синтез разных искусств, суть и глубина его спектаклей была невероятна. Он не развлекал, а оживлял души, на его спектаклях люди преображались. То, что переживали зрители, в полной мере можно назвать катарсисом. Однажды, после «Риголетто» к служебному входу театра подошли молодой человек с девушкой, двое подростков. Юноша говорит Андрею: «она хочет что-то Вам сказать…» А девушка вся красная, заливаясь слезами, говорит: «эти сволочи убили Джильду!» А Джильда в спектакле – кукла.
Такой силы потрясение от спектаклей было у многих зрителей, и очень здорово, что это случалось с подростками, до которых сложно донести разумное, доброе, вечное. Потому как в интернете они много разной дряни нахватались. Помню, как на спектакле Андрея «Концерт для Чичикова с оркестром» за мной сидели школьники. Их привели на спектакль в принудительном порядке, и перед началом они вели себя кошмарно: хихикали, грызли, шуршали, что-то кидали. Но в середине первого действия наступила тишина, продержавшаяся до финала. Выходя из зрительного зала, один из подростков тихо сказал: «надо, что ли, Гоголя перечитать…».
Подрастающее поколение должно знать и видеть постановки Андрея, поэтому Фонд неоднократно проводил показы в школах.
Сейчас есть Театр кукол «В гостях у сказки» имени Андрея Денникова. Там, у педагога Оксаны Колабской, которая написала книгу об Андрее «Театр начинается с Любви… или Маленький принц гостил на Земле», занимаются дети. Она учит их на спектаклях Андрея. Один из воспитанников ее театра, сейчас – ведущий наших вечеров памяти.
Прямых преемников у искусства Андрея нет. Мне кажется, что у гениев и не может быть преемников, но на их творчестве надо учиться.
— Искусство театра тесно связано с личностью художника. Каким человеком был Андрей, и как это сказывалось на его творчестве, на его спектаклях?
— Он был очень светлым, глубоко верующим, духовным человеком. На актерский путь Андрея иносказательно благословил сам отец Иоанн Крестьянкин. Отец Иоанн около сорока лет был насельником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, это один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви конца XX – начала XXI века. Когда Андрей еще отроком побывал в Псково-Печерском монастыре, он так впечатлился тем, как там живут, что захотел остаться. И попросил у отца Иоанна благословения. Но отец Иоанн ответил: «я тебе благословения не дам!» Андрей спросил: «почему?». А в ответ услышал следующее: «Было такое время, когда я закрывал ворота и переодевался в разные одежды. Но главное – понимать, для чего ты это делаешь...».
Уже служа в театре, Андрей понял, что так, иносказательно, отец Иоанн предрек ему режиссерскую, актерскую судьбу. Для него вопрос, зачем он это делает, всегда было очень важен.
Он хотел говорить с русскими зрителями о духовности, любви к России, патриотизме. Его звали к себе французы, спонсировавшие «Волшебную флейту», «Риголетто», «Кармен! Мою Кармен!», и даже «Концерт для Чичикова с оркестром». 25-й фестиваль русского искусства в Марселе, они посвятили «русскому гению Андрею Денникову». Андрей мог уехать во Францию, но он хотел работать в России, где все было очень непросто, так как все время вставляли палки в колеса. Но ему было важно донести до русских зрителей то, что волновало его самого. Он ставил очень разных авторов, его мечтой был спектакль «Царь Фёдор Иоаннович» по пьесе Алексея Толстого. Андрей не успел его поставить. В своих последних интервью он говорил, что больше всего в искусстве его волнует тема ангела на земле. Он считал, что гении своего рода ангелы на земле, которых Господь на время посылает к людям а потом призывает обратно. Он и сам был таким ангелом.
— Андрей Денников был удивительно похож на Есенина. И он похоронен в селе Константиново. Очевидно, Константиново играло какую-то роль в его жизни. Что тут за связь, если она есть?
— Связь, конечно, есть. Гоголь писал: «В литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как и живые».
Вот так и Есенин для многих остается путеводной звездой, и многое в жизни Андрея случилось благодаря Сергею Есенину.
Андрей, действительно, был очень похож на него. Ему даже в паспортном столе об этом сказали, когда выдавали паспорт. Андрей часто рассказывал об этом, смеясь. Он говорил, что тогда это его рассердило, он не хотел быть похожим на кого-то. После, учась в РГГУ, Андрею постоянно попадались исторические материалы о Есенине. Он перечитал его стихи и был потрясен. И захотел написать о Сергее Есенине пьесу, и поставить спектакль. Ни одна из существовавших тогда пьес Андрея не устраивала, – там все было завязано на отношении Есенина с женщинами, друзьями. А суть гения не в этом. Пьесу Андрей писал три года. Спектакль «Исповедь хулигана» получился потрясающим. Впервые его показали в Петрозаводске, 14 декабря 2002 года. А на театральном форуме «Золотой Витязь» в 2004 году Андрей получил за эту постановку вторую премию, «Серебряного Витязя». В 2005 году в селе Константиново, на родине поэта Андрею вручили первую Всероссийскую премию имени Сергея Есенина. Ему дали первое место в номинации «Поиск и оригинальное решение есенинской темы в различных областях искусства: скульптуре, графике, на театральной сцене, в кино, на телевидении, радио, в народном творчестве».
В Константиново Андрей приезжал часто. Сначала по творческим делам, потом он познакомился со своим духовником протоиереем отцом Александром Куропаткиным, который восстановил храм иконы Казанской Божьей Матери где был крещен сам Есенин. Знакомство произошло так: отец Александр, увидев Андрея, зашедшего в храм, сказал: «Есенин, что стоишь? Иди, пой». А Андрей с детства пел в церковном хоре, и все церковные гласы прекрасно знал. Он поднялся на клирос, и певшие там бабушки стройненько пошли за его голосом.
Когда скончалась бабушка Андрея, отец Александр предложил похоронить ее в Константиново. Затем там похоронили и Андрея, на его могиле стоит памятник в виде белого лебедя. Сам Андрей не раз просил именно о таком памятнике и в интервью и на творческих вечерах, словно предчувствуя, что времени ему отведено мало. В 2005 году он пережил сложнейшую операцию, был тяжко болен, но об этом мало кто знал. Тогда 29 мая 2005 года, в первом действии спектакля «Исповедь хулигана», у него случился инсульт. Но он не ушел со сцены, довел спектакль до конца. Андрей не любил, когда про него в этом спектакле говорили «играл». Он не играл, а проживал роль на разрыв сердца.
А в 2011 году Андрей попал в аварию, после которой не смог восстановиться и оставил сцену. Перенес второй инсульт, долго и тяжело болел. Скончался Андрей 17 марта 2014 года. Похоронили его в Константиново, во время освяшения памятника, созданного да деньги зрителей, казалось, что по небу плывет облачный лебедь.
Андрей был добр к животным, он очень их любил. У него был трогательный спектакль о бездомных животных «Жизнь собачья». И, что удивительно, к нему на могилу стали приходить животные. Первое время приходил пегий пес, – прямо, как у Есенина! Потом стали приходить котики. Один кот приходит с 2014 года: они лежат на могиле, вылизываются, вылизывают мраморного лебедя.
— Фонд Памяти Андрея Денникова как-то будет развиваться?
— Фондом пройден немалый путь. Проходят видеопоказы в Москве, в воскресных школах и библиотеках. Мы сотрудничали с Государственными музеями Сергея Есенина в Константиново и в Москве, с Домом русского зарубежья, Центральным домом кинематографистов, киноцентром Меридиан и с Международным форумом «Золотой витязь». Надеюсь, что это сотрудничество продолжится. Сейчас диапазон городов и залов значительно расширился. Развиваться фонд, конечно же, будет, я надеюсь, что нам удастся найти новые площадки для видеопоказов и вечеров памяти Андрея.
Выпускаются печатные издания, посвященные его творчеству. К осени планируем издать альбом, посвященный спектаклю «Бери шинель, пошли домой».
У Андрея огромный видеоархив, но все было на пленках, и нуждалось в оцифровке. На данный момент оцифровано все, сейчас мы работаем над реставрацией.
Хочется, чтобы как можно больше мероприятий, посвященных памяти Андрея, проходило в разных городах. Люди должны знать, что в наше время в России жил гений.
Фонд Памяти Андрея Денникова готов этому содействовать. Но для этого нужны силы, а сейчас костяк фонда совсем невелик. У нас нет ни государственной поддержки, ни спонсоров. Фонд живет на добровольные пожертвования зрителей, ведь все мероприятия, что проводятся в память об Андрее, бесплатны. Нам очень нужны подвижники. И, конечно, нужны финансы.
— Светлана, вы сами художник и поэт, и у вас есть стихи, посвященные творчеству Андрея Денникова. Что из них вам ближе всего?
— Я хотела бы поделиться стихотворением, написанным после его спектакля «Исповедь хулигана».
Светлана Колосова
***
Так быть не может, знаю наперёд,
Ведь тот, кто умер, больше не вернётся,
Но...вот сейчас Есенин в зал войдёт,
Войдёт и непременно улыбнётся!
Вот он присядет тихо у стола,
И жизнь свою расскажет понемногу,
Ту, что как тройка душу пронесла,
По всем земным и неземным дорогам.
Жизнь пронеслась...и не унять тоски,
Всё было ярко, нежно и мгновенно,
И только лишь в звучании строки,
Услышится всё то, что сокровенно.
Что будет после – знаю наперёд,
И всё ж молюсь, чтоб это не случилось,
О, пусть сейчас Есенин не умрёт,
Пусть сердце бьётся так, как прежде билось!
Но...вновь его не станет на земле,
Боль полоснёт по сердцу, словно бритва,
И только песня в светлой тишине,
Звучит со сцены, словно бы молитва.
Беседовал Алексей Филиппов
Изображение предоставил Фонд Памяти Андрея Денникова