Как-то раз у Красной горки



235 лет тому назад, 23 мая 1790 года у южного берега Финского залива, возле деревни Красная горка (где впоследствии был построен знаменитый береговой форт) состоялось очередное морское сражение русско-шведской войны 1788-90 годов. С шведской стороны в нем участвовала та же эскадра герцога Карла Сёдермайнландского, которая незадолго до этого неудачно напала на Ревельскую эскадру Василия Чичагова.

У Красной горки герцог, получив пополнение, попытался атаковать другую русскую флотилию адмирала Александра фон Круза, которая сторожила Кронштадтский фарватер и не позволяля врагу пройти к Петербургу. В этом бою у него вновь было 22 линкора, 8 фрегатов и четыре шхерных фрегата, в общем счете 2000 орудий. А у фон Круза — 17 линкоров, 4 фрегата, восемь гребных "полуфрегатов" и 1760 пушек.

Как видим, численное и огневое превосходство по-прежнему было у шведов, хотя, не столь значительное, как в Ревельской бухте. Однако им это опять не помогло. Два дня перестрелки с перерывом на ночь не принесли победу ни одной из сторон и никому не удалось утопить ни одного вражеского корабля. А когда на следующий день на горизонте показались подошедшие из Ревеля линкоры Чичагова, герцог предпочел ретироваться в Финляндию. Ведь теперь численный перевес переходил к русским, а при таком раскладе будущий король Швеции воевать не хотел.

В общем, тактическая победа снова досталась русскому флоту, которому удалось отразить нападение противника и возможный прорыв к Петербургу. В это бою наши потеряли 94 человека убитыми и 246 — ранеными, причем 34 артиллериста погибли от взрывов собственных орудий. За два дня перестрелки на русских кораблях взорвались при выстрелах 25 чугунных пушек. К сожалению, качество литья на наших оружейных заводах в XVIII веке было, мягко говоря, не идеальным.

У шведов погибли 84 человека и 283 получили ранения. Случались ли у них "самоподрывы" при стрельбе — неизвестно, поскольку они об этом не пишут. На заставке — Красногорская баталия на картине Алексея Боголюбова.
3