Драматический спектакль редко разговаривает со своими зрителями сердцем. Там работают рациональные аргументы: режиссура, логика действия, текст. Волшебство в чистом виде в драматическом представлении встречается редко: много реже, чем в музыкальном спектакле. Тем, кто 10 мая попал в зал «Зарядье» на концертное исполнение монооперы Григория Фрида «Дневник Анны Франк» повезло - они встретились с чистым, дистиллированным волшебством. История скрывавшейся от гестапо девочки-подростка, немецкой еврейки, чья семья после прихода Гитлера к власти перебралась в Голландию и там, по большей части погибла, здесь приобрела мощное, почти библейское звучание.
«Дневник Анны Франк» - проект Opensoundorchestra, основанного в 2018 году сообщества ведущих музыкантов Москвы. Художественный руководитель и дирижер Opensoundorchestra Станислав Малышев. Он скрипач и дирижер, лауреат Международных конкурсов имени Н.Г.Рубинштейна и Д.Д.Шостаковича. Партию Анны Франк исполнила меццо-сопрано Яна Дьякова, солистка Нижегородского театра оперы и балета, лауреат многих международных конкурсов.
Организаторами мероприятия выступили Российский музыкальный союз и Московский концертный зал «Зарядье». Мероприятие посвятили 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
В «Дневнике Анны Франк» доминировал черный цвет (сценограф – Алексей Чой). В черном музыканты, черное платье с белым воротником на Анне Франк. Яна Дьякова в этой роли необыкновенно похожа на Анну. Ее резкая, ломаная пластика напоминает позу Анны Франк на самой известной из ее фотографий, опубликованной в первом издания книги на русский язык, в 1960 году. Режиссура здесь намеренно минимальна: на задник сцены проецируется то, что помогает точнее ощутить спектакль – об ужасах войны и геноцида говорят жуткие коллажи из руин, видов концлагеря. Почувствовать изматывающую монотонность жизни в убежище помогают фотографии городских улиц, то, что Анна видит из окна. Черное, серое, темно-серое – лишь в финале, когда прозвучат последние слова дневника, задник сцены зальет алым. Образный ряд спектакля строг, красив и намеренно иллюстративен. Бывает так, что в оперных спектаклях режиссура выходит на первый план, заслоняя и музыку, и голоса. А здесь они первичны.
В чем же было волшебство спектакля? Прежде всего, в том, что трагедия обреченной на гибель еврейской девочки и ее семьи, ужас войны и геноцида во время действия монооперы оказались почти физически ощутимы. Добиться этого в нашем 2025 году, когда с момента окончания Великой Отечественной войны прошло 80 лет, совсем не просто.
Григорий Самуилович Фрид написал монооперу «Дневник Анны Франк» в 1969. К этому времени Великая Отечественная война закончилась 24 года назад. Для нас это 2001 год, время, кажущееся недавним.
Фрид служил в армии 6 лет, с 1939 по 1945. Сначала в оркестре при политуправлении: когда его расформировали, большая часть музыкантов погибла на фронте, с винтовками в руках. Григорий Самуилович остался во фронтовом ансамбле русских народных инструментов. Тот играл вблизи от передовой, на расстоянии 500-600 метров от немецких позиций. Выступления проходили возле огневых точек, до них музыканты добирались ползком, таща на инструменты на спинах. Фрид был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». Младший брат композитора погиб под Ленинградом. Позже Григорий Фрид говорил:
- После войны я был искренне убежден, что я больше заниматься музыкой не могу. Потому что я видел столько ужасного, и трупы, и страдания, что мне казалось, что после этого нельзя заниматься музыкой.
Еще он говорил и том, что имеет прямое отношение к его моноопере и спектаклю, который Opensoundorchestra, Станислав Малышев и Яна Дьякова 10 мая показали в концертном зале «Зарядье»:
- Самое главное, что музыка хранит воспоминание о душевном, внутреннем состоянии. Вот это то, что невозможно передать ничем. Состояние любви, страха, запах, атмосфера - музыка это хранит.
Опыт военного времени, знание того, что такое страдания и насильственная смерть, был присущ и его современникам, первым слушателям монооперы, впервые прозвучавшей на советской сцене в 1972 году.
Магия спектакля Opensoundorchestra была еще и в том, что это почувствовали и мы, те у кого нет ужасного опыта современников Григория Фрида. Почти неизбежная гибель и необходимость скрываться от всемогущей репрессивной машины для нас отвлеченные, книжные понятия. А здесь душевное состояние Анны Франк, ее любовь и страх можно было почувствовать сердцем.
Два года жизни Анны на сцене «Зарядья» уместились в час с небольшим прекрасных музыки и пения. В 21 основанных на дневниковых записях сценах – в моноопере звучит их сокращенный текст. Тут и рассказы о школе, и вызов отца в гестапо, и жизнь в убежище, с томительным ожиданием ужасной развязки, надеждами на победу Советской армии. С первой влюбленностью и совсем недетскими размышления очень юной девочки.
Короткие вокальные сцены сменяют друг друга, немногочисленные оркестровые эпизоды вводят в действие новые темы. От разговора о школе и детских интонаций к эмоционально насыщенным лирическим высказываниям и к страшному, полному эмоционального накала одиннадцатому эпизоду «Сон», когда Анна видит свою школьную подругу Лиз: в концлагере, измученную, в лохмотьях. Звучит пятиголосный канон скрипок и магические, инфернальные трели низких струнных. Лиз просит помощи, но Анна бессильна: тут героиня обращается не к людям, а к Богу. Затем будут и драматические, и лирические эпизоды, и юмористические сцены-зарисовки, и редкой силы финал монооперы, рассказывающий о крахе, гибели убежища и тех, кто в нем находился. Страшная диссонансная музыка, тишина… И напоминающая рыдание последняя музыкальная тема.
Жизнь шестнадцатилетней Анны Франк оборвалась в концлагере Берген-Бельзен. Она умерла от тифа, в концлагерях погибли почти все, кто был вместе с ней в убежище, удалось спастись только ее отцу. Арестовавший их обершарфюрер гестапо понес легкое наказание – и не за этот арест. После войны он работал в австрийской полиции, занимаясь неонацистскими организациями. Григорий Фрид едва ли об этом знал, а тому, кто знает, может показаться, что в финале «Дневника Анны Франк» музыка плачет и над отсутствием справедливости. Над тем, что воздаяние оказалось таким неполным…
Музыка – идеальный перевод текста на язык эмоций
«Культуромания» попросила о комментарии художественного руководителя Opensoundorchestra, дирижера и скрипача Станислава Малышева.
- Как возник проект?
- Я знал о моноопере Григория Фрида «Дневник Анны Франк». Мы познакомились с Яной Дьяковой на совместном выступлении, и мне показалось, что она прекрасно подойдет для роли Анны. И я предложил этот проект фирме «Мелодия». «Мелодия» согласилась, и мы выпустили альбом с монооперой Григория Фрида на русском языке. Профессиональные записи «Дневника Анны Франк» существуют на немецком и на английском языках, а на русском их не было. Мы сделали это впервые. Но нам хотелось показать «Дневник Анны Франк» вживую. Аудиозапись не передает всех оттенков, тонкостей, впечатлений и переживаний живого исполнения. Это и произошло 10 мая в концертном зале «Зарядье».
- Чем вас привлек жанр монооперы?
- Моноопера – сравнительно новый жанр, она появилась в ХХ веке. Для меня преимущество монооперы состоит в том, что она написана не для большого, а для камерного оркестра. Но с точки зрения звуковой насыщенности, по масштабу симфонического звучания моноопера нисколько не уступает большому оркестру. При этом здесь есть такое богатство сольных красок, что большому оркестру, наверное, и не снилось
- Я читал дневник Анны Франк школьником, и несколько раз откладывал книгу. Это невозможно тяжелый текст. Чувствует ли дирижер во время исполнения его трагизм, находит ли это отзвук в его душе?
- Конечно. Синтез голоса певца, слов, звучания инструментов оказывает очень большое влияние и на дирижера, и на музыкантов, и на исполнителя роли. Ты переживаешь за персонажа, и во время, и после исполнения. Музыка – идеальный перевод текста на язык эмоций.
Смотрите фоторепортаж на нашем сайте.
Фото: Роман Корнилов.