Ровно 165 лет назад, 15 мая 1860 года, уже через пять дней после высадки на Сицилии, итальянские красноармейцы под командованием Джузеппе Гарибальди одержали решающкю победу над войсками Неаполитанского королевства у поселка Калатафими. Гарибальдийцы, воевавшие за объединение Италии под властью короля Сардинии Виктора Эммануила, атаковали противника, занимавшего выгодную позицию на вершине холма.
Несмотря на то, что у неаполитанского генерала Ланди было примерно 2500 солдат и офицеров, а у Гарибальди всего 1090 бойцов в алых рубахах и около 400 местных добровольцев, только что вступивших в его армию, атака увенчалась успехом. Когда краснорубашечники с криками "Италия или смерть!" бросились в штыки, армия Ланди в панике бежала, а победителям досталось множество ружей и батарея из семи орудий. Судя по всему, сицилийцы не очень-то стремились отдавать жизнь за независимость своего королевства.
Впоследствии бой у Калатафими стал одним из краеугольных камней итальянской национально-патриотической мифологии и пропаганды. Его традиционно изображали как великую эпическую битву. Примерно так же описал его и сам Гарибальди в своих мемуарах, хотя, в этом бою погибло всего 68 человек из почти четырех тысяч участников: 32 гарибальдийца и 36 неаполитанцев. На заставке — "Классическое" итальянское изображение штурма Калатафими. Однако в реальности до рукопашной там дело не дошло.

Общий вид поля битвы, акварельный рисунок, сделанный по памяти одним из ее участников. На переднем плане — гарибальдийцы, а вдали, возле гор, позиции неаполитанцев.

Еще один, на этот раз — современный рисунок, изображающий жаркий штыковой бой, которого на самом деле не было. Здесь, в отличие от заставочной картины, Гарибальди восседает на белой лошади.

Слева — Гарибальди командует штурмом холма, справа — рукопожатие "красного генерала" и короля Виктора Эммануила, которому Гарибальди на блюдечке преподнес Сицилию и юг Апеннинского полуострова.

Групповой фотопортрет гарибальдийцев.


Отдельные студийные портреты краснорубашечников, частично — раскрашенные. Особенно колоритен баянист на левом нижнем фото. В центре - маркитантка.

Солдаты и офицеры армии Гарибальди сами покупали или заказывали себе обмундирование, отсюда — большое разнообразие фасонов и отделки. Единственное, что объединяло эти рубахи, колеты, мундиры и блузы — ярко-красный цвет.