[Перевод] ИИ заменит образование или переведёт его на новый уровень?

С момента выпуска ChatGPT в конце 2022 года одними из самых активных его пользователей стали ученики и студенты. Когда стремительный рост пользовательской базы в конце весны 2023 года замедлился, это ненадолго показалось признаком близкого сдувания пузыря ИИ, но в сентябре рост продолжился; причиной падения оказались банальные летние каникулы. Хоть другие виды организаций испытывали трудности с применением поразительно мощного и на удивление некомпетентного инструмента, для учащихся его полезность в написании изложения по «Гамлету» на полторы тысячи знаков стала очевидной сразу. Этим вызваны и нынешние рекламные кампании OpenAI и других разработчиков ИИ с предложениями скидок студентам.

Каждый год примерно 15 миллионов студентов в США пишут статьи и экзамены, состоящие из миллиардов слов. Хотя результатом каждого курса становятся студенческие работы — статьи, экзамены, исследовательские проекты и так далее — продуктом курса остаётся нарабатываемый студентами опыт. «Результаты обучения возникают вследствие действий и мыслей студента и только в результате того, что делает и думает студент», — писал великий теоретик образования Герберт Саймон. Само задание — это макгаффин, скоропортящийся товар с экономической ценностью, равной примерно нулю долларов. Оно ценно только как способ принудить студента трудиться и думать.

Полезность письменных заданий зависит от двух допущений: во-первых, чтобы написать о чём-то, студенту нужно понять тему и упорядочить свои мысли. Во-вторых, оценивание письменных работ студентов, по сути, означает оценку их труда и мыслительных усилий. К концу 2022 года логика этих допущений начала давать сбой. Труда по написанию и получаемого при этом опыта можно избежать, просто введя промпт; это значит, что теперь оценивание письменных работ может быть не связано с оценкой того, что научился осознавать или выражать студент.

Читать далее
6