Цитаты
Из дневника Суворина
20 апреля (2 мая). Был в театре Фениче и слушал «Фальстафа» Верди. Оказывается, что это просто Фарлаф Глинки из «Руслана и Людмилы». «Близок уж день торжества моего» повторено почти буквально во 2-м акте, 2-й половине, в сцене Фальстафа с Алисой (стр. 63 либретто.) - именно слова Фальстафа:
Quand' ero paggio
Del Duca di Norfolco, ero sottile, - три раза повторяют
Ero un miraggio Vago, leggiero, gentile, gentile.
Quello era il tempo del
Quello era il tempo del mio verde Aprile,
Quello era il tempo del mio lieto Maggio.
Tanto ero smilzo, flessibile e snello
Che avrei guizzato attraverso un anello.
Баритон Морель пропел это поистине чудесно, с мимикой и выражением удивительным, и должен был повторить еще два раза. Это место имело наибольший успех, возбудило решительно восторг, и многие, выходя из театра, повторяли «ero sottile, sottile, sottile». Но это пропели из Глинки,и потом этот темп повторяется в финале оперы. Вообще весь музыкальный характер Фальстафа - это характер Фарлафа, Фарлаф в восторге ожидания, что Людмила будет его. Фальстаф воображает, что Алисия любит его, и вспоминает свои прежние года с тем же задыхающимся восторгом. 1-я половина 3-го акта прошла без хлопка, это холодно и не согрело. Финал, начало волнующее, звуки полуночи, как [в автографе пропущено место], потом вяло и финал, как уже сказано. Публика расходилась разочарованная.
Театр был почти полон. Ложи закрытые, так что не видно лиц, сидящих рядом в ложе, кресла неудобные, скользишь вниз. Цена кресла 35 фр., да ingresso 5 фр.
23 апреля.
Прощай, Венеция. Очень мне жаль ее. За час до отъезда получил письмо от Ильи Еф. Репина насчет моего романа. Очень для меня лестно, как автора. Совершенно справедливо замечает, что все, что говорю о воспитании, тяжело и скучно. Оно понятно. Какой я педагог! Мне хотелось объяснить, почему моя героиня такая вышла, а этого объяснять совсем было не надо, потому что воспитание далеко не все значит, и мне самому всегда были противны страницы повести, где говорится о воспитании.
Уехал из Венеции в 2 ч. 50 пополудни, приехал в Милан в 8 ч. Удивительно живописно озеро Гарда. Прощай, Венеция, с твоей поэзией, тишиной, красотой. Милан уже шумен, здесь промышленность и торговля. Отель «Метрополь», где остановился, из плохих. Комната моя на площадь, стоит 4 франка, но такая маленькая, как в Париже в Hôtel des Deux Mondes, когда мы были там с Чеховым, даже меньше.
24 апреля.
Сегодня осматривал Миланский собор. Оказывается, что вчера спускали гвоздь, найденный царицей Еленою, один из гвоздей, которыми прибит был Христос. Сколько таких гвоздей?! Царица Елена была сочинительница гвоздя этого. Канделябры вроде тех, что были в храме иерусалимском. Поехал потом в Амброджио, потом Сан-Лоренцо, около которой сохранился древний портик. Оттуда в Cenocolo Л. да-Винчи, около церкви Maria della Gracia. Потом Брера. Показывал проводник. Есть картины прекрасные. Из курьезных Тинторетто: венецианцы ищут в катакомбе тело св. Марка; один тащил за ноги тело из гробницы, что в стене. На полу лежит труп в ракурсе. Возле него высокий мужчина в повелительной позе. Оказывается, что искателям явился св. Марк и сказал: «Не ищите больше тела; то которое здесь лежит и которое вы вынули первым, и есть мое тело». Есть еще ракурс лежащего Христа. Из знаменитых Рафаэлевское — «Обручение Марии и Иосифа», «Иосиф с жезлом, давшим ростки». Около него с жезлами, не давшим ростки, — Рафаэль, Браманте, строитель купола Петра, и еще кто-то. В новой живописи мало замечательного. Есть «Разжалование Фоскари из дожей» и «Казнь Марино Фальери». Есть также из прежних — портрет Катерины Корнаро, очень интересный. — Потом в Ломбардский банк, где получил из Питербурга 3000 лир. После завтрака бродил по городу, устал. Вечером собирался в театр, но лень. Купил сапоги ок. 22 фр. Милан скучный город после Венеции. В магазинах ничего соблазнительного. Fridelli Bocconi, Alle città d'Italia подражание Bon Marché. Но у французов больше порядка, не говоря о выборе.
* * *
Сегодня в соборе поднятие гвоздя. Ничего ни интересного, ни трогательного. Процессия, после театрально-оперных, жалкая. Только старушки умилялись. Народу было много, именно народу, а не публики.
***
Был в музее Peldo-Pozzoli. На одних мебелей разных стоит взглянуть. За размен 200 лир на франки заплатил 9 лир и получилось 191 франк за 200 лир.
25 апреля
Был в Certosa. Прелесть что такое. От Милана 2/4 часа. Потом в экипаже или омнибусе минут 7 - 50 сантимов. Железная дорога туда и сюда 1-й класс 4 лиры или 2 франка. Пешком 25 мин. Редкое здание так мне понравилось. Монастырский двор роскошный. Монахи жили преудобно. У каждого две комнаты внизу, вход под аркадами. Перед комнатами садик с цветочными клумбами. Стол и шкаф вместе, стол поднимается и образует дверцы шкафа. Ниша - для алтаря, другая комната для занятий. Вверх по лестнице еще большая спальня и коридор, выходящий в садик. Взял фотографию. Возвратясь в Милан, нашел карточку Петра ПетровичаКоломнина. Пошел в Hôtel d'Europe, по Corso Vittorio Emmanuele. Вечером были вместе на «Damnazione di Faust» в Vermo. Прекрасное впечатление. Капельмейстер волнуется, чудесно управляет, сидит сзади музыкантов, и все ему видно. Многое повторено. Гуно многим обязан Берлиозу, создавая своего «Фауста».
Спал сегодня хорошо.
26 апреля.
Письмо от Нюры. Пишет о Стрепетовой, что брат ее мужа отобрал у нее все вещи, даже кровать ее мужа. Насилу удалось спасти несколько ценных вещей. Из взятых большая часть ее собственные, и она не знает, возвратит ли ей их. Погодины всегда были мастера насчет того, что плохо лежит.
B 21/2 часа концерт в La Scala, куда я взял вчера билет. Говорили с Петром Петровичем вчера об итальянцах, симпатичный народ. Во время празднеств в Неаполе Вильгельму II свистали сильно, народу перед дворцом было мало. В Риме тоже свистали. Офицеры недовольны им, особенно тем, что говорил тот по-немецки. Газеты конфисковались за резкие статьи, но те продавались тем не менее: продавцы держали их в боковых карманах. Депутат Андраши писал, что Вильгельм II теперь может сказать, что у нас плохой союзник. Войск насилу набрали 25 тысяч, флот не стреляет из орудий, боясь, что они разорвутся,да и заряды стоят 2000 лир, а в Италии денег нет. «Серебряная свадьба с помощью меди». Серебра совсем нет, и сдачу дают медью или просят доплатить полфранка и франк. Кареты перевозят из города в город, лошадей также.
Вчера в «Secolo» прочли, что в Крыму государь и Ксения провалились с моста. Государь спас государыню, будучи сильным пловцом. Казаки подоспели. Коронные бриллианты, посланные в посланные в Чикаго, украдены будто бы… «В одной деревне евреи поссорились с крестьянами. Их вывели в количестве 200 человек в поле и там были обезглавлены эти жертвы русского варварства». Вот какой вздор о нас печатают. Петр Петрович сам это читал. К русским итальянцы хорошо относятся.
Я две недели слова по-русски ни с кем не сказал, и мне вчера трудно было сначала выговаривать с Петром Петровичем.
Слушал концерт в 7 час. alla Scala -- Моцарт, Гайдн, Вагнер, Бетховен и неизвестный мне Bazzini - с поэмой «Francesca da Rimini». В театре много выходов. Сосчитал ложи: ярусов шесть, в первых трех по 36, да по две литерных; ложи левые занимают место трех лож в высоту трех ярусов. На 4-м 39 и 2 литерных, в 5-м -- 39; шестой, собственно говоря, разделенный колоннами на 39 частей. Сцена очень длинная; думаю, раза три длиннее, чем наша Мариинская. Музыканты сидели на сцене.
Вечером укладывал вещи и бродил без пути. Новые улицы прелесть, и площадь, где театр Del Vermo, и Eden и Coffa…
Встретил Варвару, остановилась. Брала уроки физиологии. Немец читал аккуратно, честно зарабатывал гонорар в 20 гульденов. Говорил о девстве, при этом опускал голову. Она сама его спросила смело об этом. Удивилась от полученных сведений. Такая малость, но в животном царстве только у женщин это есть. Не будь этого, дело изменилось бы чрезвычайно. Редкая дева не соблазнилась бы. Теперь все-таки страх удерживает. А когда не будет девства и есть средства не рожать, кто станет воздерживаться? Но эти вещи сказать невозможно.
27 апреля
Был на миланском кладбище. Впечатление красивое, спокойное. Исключая часовен или больших мест, все остальные равны, ни выше, ни ниже. Большею частью плиты с портретами; цветы, бюсты, кладбище для детей отдельно. Просто вроде мраморных крестиков, все равных; бронзовая женщина лежит под одеялом на подушке, с открытой грудью, крест. Крематорий смотрел, один при помощи дров, другой газом, остатки костей и пр. — известь. Вставляется в ящики из глины закладывается двумя камнями и мраморной доской, на которой надпись, ящик над ящиком, квадратами, как шахматная доска. Открытые отделения в три стены, довольно высоких, со сводами, где помещаются группы. Больше 10 000. Папа не позволял, но священники сжигаются по желанию. Есть ниши с урнами, мраморные и из терракоты. Труп сжигают в 40 минут. За кладбищем видны Альпы.
В Милане много зелени. Кроме чудесного и обширного городского сада с зоологическим садом, где много птиц, много частных садиков.