Бросают в цветы мусор. Правда ли, что немцы сломают «Воина-освободителя»?

Бросают в цветы мусор. Правда ли, что немцы сломают «Воина-освободителя»?
Монумент в Берлине - красноармеец с девочкой на руках, был широко известен и в СССР, и за пределами социалистических стран. Что именно с ним происходит сейчас?




…Памятник в Трептов-парке отлично знает любой житель восточного Берлина. Лет двадцать пять назад, когда я выяснял дорогу к нему, у меня уточняли – «А, это каменный русский Иван? Вам прямо и направо». Скульптура авторства Евгения Вучетича, установленная на насыпном кургане 8 мая 1949 года, стала символом пребывания советских войск в Германии: солдат Красной Армии, попирая ногами разрубленную мечом свастику, прижимает к груди спасённую им немецкую девочку.

22

Первоначально, в руках у солдата должен был находиться автомат ППШ: но Сталин настоял, что меч будет лучше. Разумеется, некоторые нынешние «умники» называют этот монумент «советской пропагандой». Однако, даже у нас многим людям до сих пор неизвестно, что во время битвы за Берлин в апреле-мае 1945 года подвиг со спасением советским бойцом немецкого ребёнка имел место минимум дважды. Один раз он стоил спасителю жизни.

Залили мать красным

…Трептов-парк – это не один памятник, а целый мемориал. Я захожу через каменную арку, чуть дальше – скульптура «Родина-мать»: склонившая голову, скорбящая женщина.

13

Она чаще всего подвергается атакам неонацистов – например, в 2020 году неизвестные сволочи залили её чёрной краской. На территории мемориала похоронены 7 200 бойцов Красной Армии, павших в битве за Берлин – имена 4 430 из них не удалось выяснить. Прежде, ещё при ГДР, в народе это место так и называли - «Парк неизвестного солдата».

18

Могилы воинов не в центре красивого газона, как кажется на первый взгляд. Да, хотели сначала захоронить там, но оказалось – слишком сильны грунтовые воды, подтачивают почву. Поэтому тысячи красноармейцев нашли свой последний покой на аллеях, в тени платанов. Парк – популярное место, много людей на утренних пробежках, пенсионеров с собаками и туристов со всего света.

26

Далее идёт дорога к памятнику, ты проходишь через изваяния склоненных знамён, и скульптуры вставших на колено солдат, опустивших головы и держащих в руках каски: дань памяти тем, кто погиб в последние дни перед Победой.

16

Спускаешься вниз, и видишь два ряда барельефов (по одному и справа, и слева) с видами нацистских бомбардировок городов СССР, обороны Севастополя и Сталинграда, действий партизан, и похорон жертв оккупантов.

14

На каждом барельефе (что логично для 1949 года) цитата Сталина на русском и немецком языках. На одном из камней с левой стороны виден потёк от зачищенной красной краски - отметились недавно вандалы.

Трусливо зачищают

…Скульптор Вучетич, насколько известно, руководствовался примером двух таких случаев. Первый произошёл 24 апреля 1945 года: 26-летний солдат из Белорусской ССР Трифон Лукьянович спас из-под огня на берлинской улице Эльзенштрассе (как раз в районе Трептов) девочку двух-трёх лет. Ребёнок лежал рядом со своей мёртвой матерью. Передавая девочку красноармейцам через бруствер, Трифон был смертельно ранен немецким снайпером, и умер через 5 дней. Примечательно, что у самого Лукьяновича обе его маленькие дочки погибли в первые же дни войны, при бомбардировке Минска люфтваффе. 30 апреля 1945 года 22-летний пехотинец Николай Масалов (родом из Кемеровской области), пробиваясь со своим отрядом в район Тиргартен, услышал плач девочки, повторявшей – «Муттер, муттер!». «Разрешите спасти ребёнка!» - обратился он к командиру. Товарищи прикрыли его огнём, и Николай вытащил малышку из опасной зоны. За этот подвиг Масалов был объявлен почётным гражданином Берлина. Он дожил до 79 лет, и умер в 2001 году в родной Кемеровской области. К сожалению, к тому моменту Николай уже знал, что новые берлинские власти в 1992 году лишили его звания, присвоенного в ГДР. В девяностые годы поступали предложения и на тему того, чтобы убрать с моста Эльзенбрюке мемориальную табличку в честь Трифона Лукьяновича. Поразительная, чёрная неблагодарность.

Ведь эти солдаты Красной Армии (и один из них ценой своей жизни) спасли детей вражеского государства. А сами немцы им не то, что памятников не поставили – втихую стараются зачистить напоминания об их храбрости.

Солдат, офицер и повар

…К главному монументу на холме ведёт лестница – с неё хорошо видны лица как солдата, так и девочки, а также разрубленная свастика.

20

Во время работ для образа ребёнка позировала 3-летняя Светлана, дочь коменданта советского сектора Берлина, генерала Александра Котикова. Впоследствии она стала актрисой, снималась в кино. Насчёт того, кто изображал солдата – версии разнятся: скорее всего, Вучетичу в разное время позировали разные люди. Главным натурщиком считается гвардии рядовой Иван Одарченко, уроженец Казахской ССР – Вучетич подарил ему на память свою фотографию с автографом, где упоминается про памятник. Аналогично, о своём позировании для монумента Воину-освободителю заявлял офицер Виктор Гуназа, а зять генерала Котикова и вовсе утверждал, что натурщиком был повар офицерской столовой в Берлине, позже ставший шефом ресторана «Прага» в Москве. Внутри постамента через решётку можно рассмотреть мозаичное панно – представители различных народов СССР (в том числе республик Кавказа и Средней Азии) возлагают венок в память павших воинов. Кстати, для панно тоже позировал рядовой Одарченко, и его там изобразили дважды – и как солдата с наградой Героя Советского Союза, и как рабочего в комбинезоне, держащего венок. Наверху – цитата Сталина на русском и немецком: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества».

«Думала, это сказка»

…Люди подходят к решётке, и кидают на мозаичный зал цветы. Только при мне пожилая пара, говорящая друг с другом по-немецки, принесла букетик гвоздик. Однако, на полу валяется и упаковка из-под плавленого сыра, и бутылка из-под йогурта: какие-то придурки швыряют сюда мусор.

24

У меня с собой тюльпаны, я кладу их за порог. С осени в Берлине ходят упорные слухи, что городские власти якобы планируют демонтаж статуи с постамента. Впрочем, в пресс-службе берлинского сената мне это жёстко опровергли, сообщив – такие разговоры циркулируют из-за возможных планов ремонта скульптуры. В 2003 году «Воина-освободителя» уже забирали на реставрацию, но 2 мая 2004-го вернули на место. «Вероятно, это сознательная провокация, - заявили в пресс-службе. – Не обращайте внимания». «А кому выгодно распространять такие слухи?». «Мы не знаем». Я опрашиваю прохожих – известно ли им о подвигах рядовых Лукьяновича и Масалова? «Нет», - смущённо улыбается 35-летняя домохозяйка Клара. – Я всегда думала, это сказочная история». Так же полагает и 20-летний студент Герберт – «Мне казалось, спасение немецкой девочки – мифология. Но спасибо вам, я почитаю в Гугле». А вот пожилые люди информированы лучше. «Это правда, русские спасали детей, - кивает 73-летний пенсионер Хайнц. – Мать рассказывала, что после капитуляции гарнизона Красная Армия развернула полевые кухни, кормила жителей Берлина. Отрицать такое попросту глупо». Повернувшись к могилам, я говорю: «Спите спокойно, ребята. Не обращайте внимания на тех, кто утратил благодарность. Самое главное – мы вас помним. Всегда».

28

© Георгий Зотов


* Орфография и пунктуация автора бережно сохранены.
** Упоминаются граждане и организации навсегда признанные в РФ преступниками и осуждённые судами и трибуналами, включая Нюрнбергский трибунал.
6