Ровно 90 лет назад, 6 мая 1935 года впервые поднялся в воздух первый прототип американского истребителя Curtiss Model 75 Hawk ("Ястреб"), ставшего одним из самых распространенных и многовариантных боевых самолетов раннего периода Второй мировой войны.
Сurtiss 75 выпускался в 30 модификациях (включая экспериментальные) и состоял на вооружении в США, Аргентине, Бразилии, Перу, Китае, Великобритании, Нидерландах, Норвегии, Финляндии, Франции, Индии, Иране, Португалии и Таиланде. Всего было построено примерно 1300 экземпляров машины, из них всего 215 — для американских ВВС, а остальные — на экспорт. Больше всего — 315 штук поступило во Францию, а еще 229 — в Великобританию (экспортное название Mohawk)
К сожалению, истребителей такого конструктивно-технологического уровня у нас в те годы выпускать еще не могли, сказывались бедность и отсталость, унаследованные с дореволюционной эпохи. Советский ровесник и аналог "Хока" — истребитель Поликарпова И-16 по своей конструкции и оснащению был самолетом предыдущего поколения с более низкими тактико-техническими характеристиками.

Предшественник Model 75 — не пошедший в серийное производство истребитель Curtiss ХР-31.

Компоновочная схема Curtiss Hawk. Самолет имел цельнометаллическую конструкцию с фюзеляжем типа полумонокок и гладкой дюралюминиевой обшивкой, приклепанной к каркасу заклепками с потайными головками. Стандартное вооружение составляли четыре пулемета винтовочного калибра: два - над двигателем и два - в крыле, хотя встречались и другие варианты.


Сurtiss 75А, принятый на вооружение в США под армейским обозначением Р-36. Данная машина принадлежала эскадриье "Лафайетт".

Р-36 в полете с выпущенными шасси и посадочными щитками.


Отполированные до зеркального блеска поверхности истребителя способствовали снижению аэродинамического сопротивления.

Шеренга строевых Р-36 на авиабазе Лэнгли, штат Вирджиния, 1940 год.

В 1941 году американские "Хоки" получили оливково-зеленую маскировочную окраску.

Экспортный Curtiss 75A-4 c однорядным девятицилиндровым двигателем Wright-1820, состоявший на вооружении британских ВВС под обозначением Mohawk IV.

Экспортный Curtiss 75A-1 с двухрядным 14-цилиндровым мотором Wright-1830 в окраске французских ВВС. Далее - еще несколько ракурсов этой машины.




Упрощенная и удешевленная экспортная версия Curtiss 75O с неубирающимся шасси, предназначенная для Аргентины. Под крылом видны характерные для этой модификации бомбовые подвески.

Модификация Curtiss 75Q для Китая.

Финский Curtiss 75A-1. Немцы передали финнам трофейные французские и норвежские машины.

Иранская модификация Curtiss 75A-9, аналогичная английской А-4, но без радиостанции и синхронных пулеметов над двигателем.

Летающая Реплика истребителя И-16 тип 24, просто для сравнения.